10.11.2008 02:00
    Поделиться

    Госдума приняла в первом чтении президентский пакет антикоррупционных законопроектов

    Госдума приняла в первом чтении президентский пакет антикоррупционных законопроектов.

    Дело, о необходимости которого говорили и коммунисты, и "единороссы", и эсеры, и либерал-демократы, которого так давно ждали и желали, уместилось всего в полтора часа пленарного времени в минувшую пятницу.

    При голосовании депутаты четырех думских фракций проявили завидную солидарность - все четыре законопроекта были поддержаны с таким же единодушием, которое Дума пятого созыва демонстрировала лишь однажды - когда обращалась к президенту России с предложением признать независимость Южной Осетии и Абхазии. Два раза на табло появлялись цифры - 450. А когда возникло 449 ("против" - 0), ведущий пленарное заседание первый вице-спикер нижней палаты Олег Морозов предположил: "Наверное, какой-то депутат вышел".

    В пакете - проект базового закона "О противодействии коррупции", в котором содержится определение коррупции и коррупционного правонарушения, прописан порядок уголовного преследования за него, а также поправки в Закон "О правительстве РФ" и еще два документа с изменениями в 25 действующих федеральных законов, касающихся работы милиции, судов, госорганов.

    "Мы достигнем прямо противоположных целей, если будем рассматривать борьбу с коррупцией как некое подобие репрессивных кампаний прошлого, если начнем устраивать массовые чистки, если борьба с коррупцией станет инструментом сведения личных счетов между бывшими партнерами, соседями, родственниками, методом конкурентной борьбы в бизнесе и общественно-политической жизни", - сказал Владимир Плигин, председатель Комитета ГД по конституционному законодательству и госстроительству, депутат от "Единой России".

    Конечно же, среди народных избранников были те, кто считал меры борьбы с коррупцией, предложенные президентом, недостаточными, кто имел свой взгляд на это дело. Несмотря на то что коммунисты все-таки нашли в президентском антикоррупционном пакете некоторые из своих заветных идей, они заявили, что в законопроектах много непроработанных позиций, пробелов и "больше полумер, чем радикализма, а без него сегодня не обойтись". Фракция КПРФ настаивала на том, чтобы у виновных во взяточничестве конфисковывалось все имущество "за исключением необходимого для нормального проживания несовершеннолетних детей или родителей, находящихся на иждивении, а не только преступно нажитого, как предлагается в проектах".

    Зампред Комитета по безопасности Геннадий Гудков ("Справедливая Россия") признал, что в президентском проекте закона "О противодействии коррупции" "впервые есть попытка установить прозрачность действий чиновников" и "наконец-таки это тоже революционный момент - говорится о необходимости парламентского и гражданского контроля", "о необходимости освободить СМИ от излишнего контроля и опеки". Они у нас, по словам Гудкова, "закошмарены значительно больше, чем бизнес". "Справороссов" не устраивает, что в президентском антикоррупционном пакете напрочь забыты, а потому могут спокойно уйти от ответственности посредники - те самые "жучки-боковички", через которых взятки поступают в карманы чиновников, что из планов борьбы "выпали" сотрудники госкорпораций - всяких МГУПов, ФГУПов.

    Меры борьбы с коррупцией, предложенные в дополнение к президентским вице-спикером от ЛДПР Владимиром Жириновским, были еще радикальнее: ограничить монополию на власть - "ни одна партия не может получить больше 40 процентов депутатских мандатов ни в одном органе государственной власти", "отменить вступительные экзамены - сразу на 70 процентов рухнет коррупция в системе образования", отменить призыв в армию через военкомат - "создать гражданскую комиссию на один месяц, она призовет".

    Сомнения у депутатов вызвала обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять о совершении коррупционных правонарушений. Крайне дискуссионным назвала эту норму, превращающую в должностную обязанность госслужащего уведомление о случаях коррупционного поведения, первый замруководителя фракции "Единая Россия" Татьяна Яковлева. "Доносительство никогда не приветствовалось в нашем обществе, а после эпохи тоталитаризма неспроста воспринимается как общественная угроза. Поэтому, на мой взгляд, данная часть законопроекта требует корректировки ко второму чтению", - заявила Яковлева.

    Полномочный представитель президента РФ в Госдуме Александр Косопкин, представляющий депутатам пакет антикоррупционных документов, согласился, что "эта статья в законопроекте действительно достаточно дискуссионна". И пригласил думцев к дискуссии. "Перед вторым чтением, - предположил Косопкин, - у нас будет более четкая форма, как адаптировать международные нормы к нашей российской действительности". Но скорой победы над коррупцией не обещал.

    Поделиться