Вчера утром атомная подлодка "Нерпа", на борту которой случилось трагическое происшествие, своим ходом вернулась на базу в Приморье.
О гибели подводников и судостроителей немедленно доложили президенту Медведеву. По его распоряжению расследование ЧП взяли под личный контроль Генпрокурор и министр обороны. Через несколько часов после трагедии стало ясно: ядерный реактор на субмарине не пострадал, силовая установка работает в штатном режиме. Радиационный фон в отсеках "Нерпы" не превысил нормы, происшествие не затронуло и экологию Японского моря.
Сегодня в Покровском соборе Владивостока пройдет траурная литургия по погибшим на ее борту двадцати морякам и судостроителям. Там, возможно, впервые прозвучат их официально не разглашаемые имена.
С ходовых испытаний субмарины не вернулись трое военных, одиннадцать представителей завода в Комсомольске-на-Амуре, построившего субмарину.
Остальные погибшие - приморцы, в том числе жители городка Большой Камень. Они трудились на предприятии "Звезда", где перед выходом в море на подлодке К-152 выполняли так называемые доводочные работы.
По данным нашего корреспондента в Хабаровске Ирины Степуры, вчера на Амурское судостроительное предприятие передали список погибших и пострадавших заводчан. Информацию о них люди получают по телефону 8 (4217) 541-388. Телефон постоянно занят, ведь в городе у судостроителей много родственников.
- Знаю, что погиб наш коллега, начальник испытательной команды Виктор Дружинин и инженер по ядерной безопасности Антон Тюгаев. Говорят, что среди жертв есть и неопознанные. Дело в том, что в сдаточной команде находились контрагенты и монтажники, готовившие субмарину к плаванию, - сообщил корреспонденту "РГ" дежурный завода.
Между тем губернатор Приморского края распорядился выделить семьям погибших по сто тысяч рублей, причем вне зависимости от места проживания. Окажет им помощь администрация Комсомольска-на-Амуре и командование Военно-морского флота. Они же возьмут на себя все расходы по погребению.
Главком ВМФ Владимир Высоцкий прилетел на Дальний Восток сразу после ЧП. Вместе с первым заместителем министра обороны Александром Колмаковым и представителем Главной военной прокуратуры Александром Мокрицким он на месте пытается разобраться, отчего на "Нерпе" в самый неподходящий момент - лодка была на глубине - внезапно сработала система объемного химического пожаротушения. В том, что именно ее несанкционированное включение унесло жизни людей, похоже, никто не сомневается. По словам Владимира Маркина из Следственного комитета при прокуратуре РФ, судебно-медицинские экспертизы подтвердили наличие в легких погибших ядовитого фреона - этот газ используется при тушении пожаров на субмаринах. Тем не менее следователи не торопятся с окончательными выводами до завершения судебно-технической, организационной и других экспертиз. Их результаты вместе с заключением комиссии лягут на стол президента страны.
Однако кое-какую информацию обнародовали еще вчера.
- Осмотр отсеков подводной лодки, который специалисты провели у причала, позволяет сделать вывод о ее полной технической исправности. Бортовые системы и технические устройства не пострадали, - заявил адмирал Высоцкий.
Тем временем, как сообщила корреспондент "РГ" во Владивостоке Ольга Журман, в госпитале Тихоокеанского флота и на базе подводников в ЗАТО Фокино, обследовали 21 пострадавшего на "Нерпе". Сюда их рано утром в воскресенье доставил большой противолодочный корабль "Адмирал Трибуц", первым вернувшийся из Татарского пролива в приморскую столицу. Врачи утверждают, что угрозы их жизни нет. Несмотря на то, что двадцать человек получили отравление фреоном легкой степени и один - средней, прогноз медиков самый благоприятный.
В момент трагедии на подлодке находились 208 человек, в том числе 81 военный. Наличие столь разнородного и трехкратно усиленного экипажа (по штату субмарина комплектуется 73 моряками) объясняется спецификой похода. "Нерпа", что называется, была в подвешенном состоянии: ее еще не приняли в боевой состав ВМФ. Торжественную передачу намечали провести в конце года. А пока К-152 ждали заводские ходовые испытания. Обычно их проводит сдаточная команда предприятия, а будущий экипаж при ней как бы стажируется. Для некоторых членов экипажа эта стажировка оказалась последней.
Завод бережет секреты?
Заместитель генерального директора судостроительного предприятия, со стапелей которого сошла атомная подводная лодка "Нерпа", Анатолий Шлягов уверяет, что данные о том, что среди погибших двадцать жителей Комсомольска-на-Амуре, не подтверждаются.
- Мы знаем ровно столько, сколько знаете вы. Часть руководителей отправилась в Приморье. Более подробная информация будет в понедельник после обеда или позже, - сообщили корреспонденту "РГ" в воскресенье утром в диспетчерской службе АО "Амурский судостроительный завод".
Однако дозвониться в приморский город Большой Камень, где расположена доводочная база судостроительного предприятия - завод "Звезда", - было невозможно ни по междугородной, ни по сотовой связи.
В Комсомольске-на-Амуре родственники сотрудников предприятия старались прояснить ситуацию и обменивались версиями на городском сайте komcity.ru.
- Как рассказал один из сотрудников завода, который в момент аварии находился на берегу, поскольку должен был работать на лодке в следующую смену, никакого пожара не было. Но там действительно сработала система пожарной сигнализации, - написал комсомольчанин Игорь Сорокин. - То есть при ее срабатывании отсек, в котором якобы начался пожар, был изолирован от остальных, и в него начал поступать фреон, вытесняя кислород. А люди, находившиеся там в этот момент, просто задохнулись.
- Позвонила знакомой, у которой там работает муж. Она говорит, что часть сотрудников завода рано утром в воскресенье успели дозвониться домой, сказать, что с ними все в порядке. А теперь связи ни с кем из них нет: то ли отобрали телефоны, то ли включили глушилку, чтобы не было утечки информации, - отвечала ему Наталья Чуркина.
Первоначально диспетчер завода просил ждать, когда "Нерпа" прибудет в Большой Камень и будут обнародованы списки погибших. Потом родным комсомольчан из сдаточной бригады предложили потерпеть до понедельника.
Нина Доронина, Комсомольск-на-Амуре