Человеческие слабости или ненадежность техники - что привело к гибели 20 человек на испытаниях новой подлодки? Этот вопрос по-прежнему не дает покоя всем, кто так или иначе связан с флотом и кораблестроением.
Как и ожидалось, новый день не принес принципиально новой информации о причинах и обстоятельствах трагического ЧП на подводной лодке "Нерпа". Но одна из версий случившегося, по нашей информации, отпала.
Система пожаротушения на подводных лодках этого проекта сконструирована и управляется таким образом, что она НЕ МОГЛА включиться САМОПРОИЗВОЛЬНО, без участия человека. Даже если по каким-то причинам (например, курили там, где не положено) сработали датчики задымления. Об этом заявил на условиях анонимности один из ведущих сотрудников санкт-петербургского КБ "Малахит", где проектировалась несчастливая подлодка. Начальник и генеральный конструктор "Малахита" Владимир Пялов и генеральный конструктор подлодок проекта 971 Юрий Фарафонтов третий день недоступны по рабочим телефонам в Санкт-Петербурге. Они улетели на Дальний Восток и дают объяснения для прокуратуры и специальной комиссии. Как сообщает "Интерфакс" со ссылкой на Владимира Пялова, официально об итогах расследования ЧП на подводной лодке К-152 "Нерпа" эта комиссия объявит 14 ноября.
Тем временем корреспондент "РГ" связался в городе на Неве с другим опытным в подобных делах специалистом - бывшим заместителем генерального конструктора ЦКБ "Рубин" Дмитрием Романовым, чье имя хорошо известно и кораблестроителям, и военным морякам. С его слов, Руководство по борьбе за живучесть (РБЖ, как называют его для краткости) жестко предписывает порядок применения химической системы пожаротушения. Она может быть приведена в действие дистанционно - не "автоматически", как часто путают, а дистанционно - с центрального поста. И только по приказанию.
- Этот огнегаситель можно подать и вручную - на свой отсек и на два смежных с ним, - уточнил наш собеседник. - Но это тоже делается по команде. Без приказания ЛОХ может быть подан только в одном случае - на себя. То есть когда связь с командованием корабля прервана, а в отсеке пожар. Тогда переборки задраиваются и подается фреон. Жестоко, но так требует РБЖ.
На "Нерпе", судя по всему, кем-то из сдаточной команды была допущена роковая ошибка. Не исключено, что ее могли допустить раньше - на стадии монтажа внутрикорабельных систем. А в море это аукнулось.
Более того, по словам одного из инженеров дальневосточного завода "Звезда" (их приводит "Интерфакс"), нынешним летом во время подготовки лодки к ходовым испытаниям уже была нештатная ситуация с этой системой пожаротушения. Но тогда, к счастью, обошлось без жертв, а специалисты сдаточной команды якобы своими силами устранили неполадки.
Насколько исчерпывающей и адекватной была такая "скорая помощь", еще предстоит разобраться. В этой связи бывший командующий Северным флотом, а ныне заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности адмирал Вячеслав Попов предостерег от поспешных и безадресных обвинений. Одновременно он высказал надежду, что тяжелое происшествие с гибелью людей не затормозит строительство современных подводных лодок для ВМФ.
Трагический случай, связанный с ошибочной подачей ЛОХ не в тот отсек, произошел 20 марта 1976 года при возгорании на атомной подводной лодке Северного флота К-77.
По признанию капитана 1 ранга Виталия Козаря, который был в то время командиром дивизии АПЛ с крылатыми ракетами (базировались в Видяево), лодка выполняла задачи в районе Бискайского залива, когда из пятого отсека поступил доклад: "Горит ППС!" (станция параллельно-последовательного включения групп аккумуляторной батареи). Сработали колокола громкого боя, и по корабельной трансляции прозвучало: "Пожар в пятом отсеке!"
По приказанию командира корабля трюмный матрос Лиховид приготовил к действию станцию ЛОХ в восьмом отсеке и подал огнегаситель "Фреон-114-В2" в аварийный пятый. Но оказалось, что газ вместо пятого пошел в седьмой отсек. Когда лодка всплыла и была отдраена переборка, в седьмом отсеке в различных позах лежали десять моряков. Еще двоих в бессознательном состоянии вытащили из трюма. Из всех, находившихся в отсеке, двое - капитан-лейтенант Анатолий Кочнев и старшина 1 статьи Пауль Тоос - были в аппаратах ИДА-59. Остальные - без всяких средств индивидуального спасения. Под руководством начальника медицинской службы офицеры оказывали первую медицинскую помощь пострадавшим, в первую очередь - тем, кто был без средств спасения.
Благодаря усилиям врача и его помощников удалось вернуть в сознание десять подводников. Затем бросились к находившимся в аппаратах ИДА-59. Сняли с них маски, но оба не подавали признаков жизни. Первая медицинская помощь, искусственное дыхание не дали положительных результатов. Тогда врач В. Кублицкий решился на крайнюю меру - шприцом ввести адреналин в сердца пострадавших. С разрешения командира корабля была выполнена и эта процедура. Но и она не дала ожидаемого эффекта. Командир моторной группы капитан-лейтенант Анатолий Кочнев и командир отделения мотористов старшина 1 статьи Пауль Тоос скончались от острого ингаляционного отравления "Фреоном-114-В2" и от кислородного голодания. Оба подводника, надев маски и включившись в аппарат, не смогли открыть вентили кислородных баллонов, так как потеряли сознание.
Между тем, дополняет сам себя Виталий Козарь, перед выходом в море каждому из подводников было выдано портативное дыхательное устройство, которое находилось при них постоянно. Простые и надежные в работе, ПДУ тогда еще не успели завоевать доверия у моряков. Действовали по старинке, изученными приемами - как можно скорее включиться в громоздкий аппарат ИДА-59. А жаль! При поступлении огнегасителя в отсек никто из моряков не пострадал бы, если бы вовремя использовали ПДУ, заключает бывалый подводник.
Как утверждает Виталий Козарь, ошибочная подача огнегасителя вместо пятого в седьмой отсек произошла по вине заводских ремонтников. При сборке системы ЛОХ была перепутана маркировка. После этого осмотрели систему ЛОХ на других кораблях соединения и обнаружили, что на подводных лодках К-67 и К-304, только прибывших из ремонта, аналогичным образом перепутана маркировка на клапанах. Были вскрыты тогда и серьезные упущения в руководящих документах по эксплуатации системы ЛОХ.