В Большом Камне начались аресты подозреваемых в ЧП на подводной лодке

Сегодня арестовали Дмитрия Гробова - того самого матроса, который, по версии Следственного комитета при Генпрокуратуре РФ, включил систему пожаротушения на АПЛ "Нерпа". В результате чего в первом и втором отсеках подлодки вылился фреон, что послужило причиной гибели 20 членов экипажа сдаточной команды. При этом коллеги Гробова не верят в его причастность к инциденту.

- Он не мог этого сделать сам, - считает друг Дмитрия мичман Денис Кашеваров, который сам сейчас еще лежит в госпитале. - Технически это возможно, но зачем ему этим заниматься? Надо подойти к стойке, надо знать, где все это находится. Мы семьями дружим, у Дмитрия недавно ребенок родился…

- Он адекватный нормальный мужик, - вторили другие.

Вахтенных носовых отсеков в момент ЧП было трое, включая Гробова. Сегодня во время похорон погибших товарищей задержан еще один вахтенный - Алексей Васильев.

Дословно

Валерий Королюк, бывший подводник:

- Практическая вероятность того, что матрос, сидя в центральном отсеке, мог самостоятельно запустить систему ЛОХ, равна нулю. Вы обратили внимание, сдаточная команда говорила, что фреон в отсеках тек дважды. Получается, матрос получал удовольствие от того, что рядом умирают люди, ну раз еще раз на кнопку нажал!

Считаю, принципиальная ошибка разработчиков в том, что система ЛОХ стала автоматизированной. Ранее ее включали вручную только тогда, когда нельзя было возгорание потушить затаптыванием, водно-пенным составом и так далее. А сейчас автоматика может сработать на простое повышении температуры в отсеке, задымление или окисление проводов. Нельзя делать ЛОХ автоматизированной!

Еще одна проблема: конец года, на предприятии аврал, надо заказ сдать к концу года, закрывать табели, ведомости. Затолкать почти три экипажа в лодку на испытания - надо умудриться! На ходовых испытаниях проверяются системы, на каждую систему завязаны пять-семь человек. Лодка должна несколько раз выйти в море для проверки нескольких систем, а не раз - для проверки всего сразу с двумя сотнями человек…

Сергей Голобоков, капитан первого ранга запаса, бывший командир подводной лодки, доцент кафедры радиационной химической и биологической защиты Тихоокеанского военно-морского института имени Макарова:

- Сразу замечу: не нужно опираться на слухи, нужно дождаться выводов расследования специальной комиссии. Мне в свое время довелось немало послужить на подлодках, там действительно можно было запустить процесс пожаротушения нажатием кнопки либо из этого или соседнего отсека, либо с центрального поста. При этом всегда перед включением такой системы вручную экипаж получал команду надеть индивидуальные средства защиты.

Новая же система автоматизирована и может начать действовать без участия человека. Она срабатывает самостоятельно, если спецдатчики фиксируют повышение температуры или уровня задымленности. При этом в прочном корпусе мигает свет, работает ревун, "подталкивая" личный состав к стремительным действиям. Промедление грозит гибелью! Но маловероятно, что она сработает, к примеру, на дым от сигареты, если кто-то в нарушение всех инструкций закурил.

Хотя можно допустить все же, что и человеческий фактор имел место, но по какому-то, скажем, недомыслию. Даже автоматизированная система должна быть на экстренные случаи продублирована для возможного вмешательства оператора. Например, если по какой-то причине будут обесточены помещения подводного корабля, когда сама по себе она автоматически уже не сможет сработать. А также можно предположить, что в ходе испытаний, когда все еще только "притирается", произошел случай несанкционированного срабатывания системы.