В рекордную сумму оценил суд врачебную ошибку, из-за которой пациентка стала инвалидом

Вчера вступило в законную силу решение суда Калининского района Новосибирска, которое войдет в российские учебники юриспруденции. Впервые в России суд обязал муниципальную больницу выплатить пациентке два миллиона рублей - до этого суммы компенсаций морального ущерба пострадавшим больным не превышали трехсот тысяч.

Беспрецедентную для российской судебной практики компенсацию отсудила у Городской клинической больницы N 1 35-летняя Оксана Кондрашкина, которой ампутировали ногу из-за неправильного лечения еще в 2004 году. После операции она вместе с ребенком оказалась за чертой бедности. Найти надомную работу оказалось нереальным, а на тяжелом отечественном протезе, который ей предоставили бесплатно, Оксана передвигаться не может - даже в зал суда ее заносили судебные приставы. Деньги, которые теперь должны ей выплатить недобросовестные медики, Оксана Кондрашкина потратит на современный протез, а также на обучение дочери.

Однако жизненные перспективы Оксаны, вновь замаячившие перед ней после четырех лет неподвижности, - далеко не единственный результат данного судебного дела. "Новой эрой в судебной практике по врачебным ошибкам" назвала решение суда юрист медико-страхового права Юлия Стибикина. Российское общество, пожалуй, впервые оценило человеческую жизнь не формально, не в рамках "сложившейся судебной практики" (от 10 до 300 тысяч рублей), а так, чтобы действительно поправить положение, именно "компенсировать", в буквальном смысле этого слова.

- Где те весы, на которых взвешивают моральный вред, нанесенный человеку? - спросил судья кассационной коллегии у представителей больницы, которые пытались обжаловать якобы "непомерную" для муниципальной медицины сумму. Это был, конечно, риторический вопрос.

Зато медики готовы реагировать на такую судебную практику вполне конкретно. По неподтвержденным пока официально данным, руководство горбольницы уже довело до сведения сотрудников следующую информацию: по очередному судебному иску, если он будет проигран, платить будет сам врач, допустивший ошибку.

Комментарий

Игорь Маринкин, доктор медицинских наук, ректор Новосибирского государственного медицинского университета:

- На мой взгляд, рост числа судебных разбирательств, связанных с медициной, подталкивает нашу систему здравоохранения к страхованию деятельности врача. На Западе подобных судебных дел гораздо больше, чем у нас, но там относятся к этому достаточно спокойно, потому что деятельность врача застрахована. И даже если суд признает, что врач допустил ошибку, платить будет страховая компания, которой он делает отчисления. Кроме того, там предусмотрена индивидуальная финансовая и юридическая ответственность врача, и лицензируется не медучреждение в целом, а деятельность каждого специалиста. Это выгодно и пациенту - в случае ошибки врач может и лицензии лишиться. У нас же пока лицензию получает не врач, а учреждение, и финансовую ответственность несет не врач, а учреждение. К страхованию деятельности врача мы, безусловно, придем, прецеденты уже есть в частной медицине - например, когда я работал в одном из центров по контракту, центр страховал мою деятельность от врачебной ошибки на 300 тысяч рублей.