За несколько недель сомалийские пираты умудрились из бандитов средней руки превратиться в чуть ли не самую большую мировую проблему. Теперь по "популярности" они соперничают лишь с глобальным финансовым кризисом. Может быть, стоит еще раз собрать "большую двадцатку".
Новости из Аденского залива все больше похожи на сводки с полей сражений. Что ни день, то новый захват очередного судна. В понедельник в их руки попала самая крупная добыча - супертанкер "Сириус стар", который в три раза больше самого мощного американского авианосца. А во вторник пираты превзошли сами себя - за сутки они взяли на абордаж сразу три корабля. Сейчас в плену находится уже несколько сотен членов экипажей различных кораблей. Есть среди них и россияне.
О сомалийских пиратах мировые СМИ пишут уже достаточно давно. Однако до конца прошлого года никто не считал их эпизодические вылазки серьезной проблемой. Они промышляли в основном вдоль побережья Сомали. Передвигались на быстроходных лодках, в которых находились компактные отряды до зубов вооруженных бандитов. Тем не менее их не принимали всерьез. А судовладельцы периодически выплачивали миллионные выкупы за суда и их экипажи.
Не исключено, что именно это обстоятельство и сыграло решающую роль. Поняв, что в районе Аденского залива пахнет серьезными деньгами, туда устремились охотники за легкой наживой чуть ли не со всего восточного побережья Африки. Теперь помимо местных пиратов в заливе промышляют бандиты из Йемена и Нигерии. Эксперты не исключают, что бок о бок с ними уже похищают судна и боевики из различных террористических организаций.
В результате только в этом году пираты захватили уже более 60 иностранных судов. Причем с каждым днем они действуют все более бесстрашно, нападая на корабли все дальше от берега практически под носом у целой армады военных кораблей, которые посланы в этот район для нейтрализации пиратов. К примеру, супертанкер "Сириус стар" был захвачен аж в 420 милях от побережья Сомали.
Возможно, пираты вели бы себя куда более скромно, если бы мировое сообщество более оперативно и адекватно отреагировало на происходящее в Аденском заливе. Однако государства, заинтересованные в сохранении безопасности на одной из самых оживленных трасс морского судоходства, не спешили действовать. По мнению экспертов, виной тому была не только надежда политиков на то, что проблема как-то сама собой рассосется, но и очень сложные правила морского судоходства, что являлось серьезным препятствием для проведения силовых акций против пиратов, которые находились на захваченных кораблях.
Ситуация оказалась настолько запутанной с юридической точки зрения, что пришлось вмешаться Совбезу ООН, который в июне принял резолюцию 1816, разрешавшую военным судам отдельных стран применять силу против пиратов. Тем не менее еще несколько месяцев после этого мало кто мешал бандитам продолжать чувствовать себя вполне спокойно у берегов Сомали.
И лишь когда в начале осени пираты начали чуть ли не каждую неделю захватывать по судну, военные наконец перешли к реальным действиям. В районе Аденского залива уже давно несут постоянное дежурство шесть кораблей ВМФ США и еще четыре корабля НАТО. Но этого было явно недостаточно. Теперь у побережья Сомали сосредоточено уже больше двадцати военных судов. Причем через несколько недель к ним присоединится еще десять кораблей Евросоюза. Кроме того, с конца октября на боевое дежурство в этот район прибыл и российский сторожевик "Неустрашимый". За первые несколько дней патрулирования он уже отбил несколько атак пиратов.
Тем не менее эксперты сомневаются в том, что даже такая мощная военная группировка, состоящая из кораблей самых лучших флотов мира, способна справиться с ситуацией. Ведь по сути война идет без линии фронта, а враг очень мобилен и прекрасно вооружен. "Мы ведем патрулирование в регионе от Пакистана до Кении, площадью более шести миллионов квадратных километров. Это огромный регион. В два раза больше Индии. И мы не в состоянии быть везде и одновременно", - заявил представитель базирующегося в Бахрейне Пятого флота США лейтенант Натан Кристенсен.
Между тем
И все же эксперты не советуют военным опускать руки. Правда, чтобы их миссия стала выполнимой, аналитики советуют к решению проблемы подключиться и дипломатам. Но не на море, а на суше. "Решения проблемы пиратства, которое лежало бы на поверхности, не существует, - считает эксперт по промышленному судоходству Джим Уилсон. - В мире просто нет такого количества военных кораблей, чтобы защитить весь Аденский залив. Решение проблемы нужно искать в политическом урегулировании ситуации в Сомали". Сколько времени понадобится дипломатам, чтобы прийти к такому же выводу и начать действовать?