Свершилось. То, о чем столько было сказано, то, о чем столько мечталось, стало возможным. Вышедший из строя орган - в данном случае трахея - был заменен выращенным в лаборатории.
Тридцатилетняя испанка Клаудиа Кастильо страдала туберкулезом. Из-за этого у нее вовсе перестали функционировать трахея и бронхи. На помощь пришли высокие генно-инженерные технологии. Их использование позволило вырастить из собственных стволовых клеток пациентки цельный орган и потом пересадить ей этот орган. Что и было сделано группой ученых из Испании, Италии и Великобритании под руководством профессора Паоло Маккиорини.
Событие комментирует директор НИИ трансплантологии и искусственных органов имени Шумакова член-корреспондент РАМН Сергей Готье.
Российская газета: Это начало новой эры в хирургии?
Сергей Готье: Известно, что аутологичные клетки, то есть клетки собственного организма, успешно используются при лечении ишемической болезни сердца. Из костного мозга культивируют стволовые клетки и вводят их в миокард, чтобы потом они трансформировались в клетки миокарда и выполняли сократительные функции этого органа в тех местах, где клетки сами не сокращаются из-за ишемии. Такое лечение проводится в некоторых российских клиниках.
А вот то, что сделали зарубежные коллеги, действительно начало новой эры в хирургии. Они взяли донорскую трупную трахею и обработали ее так, что собственных антигенов в ней не осталось. Из трупной трахеи они получили некий каркас-матрицу. Матрица представляет собой такую сетку, в ячейки которой внедрили собственные стволовые клетки костного мозга. Вырастили саму трахею. Тут самое главное: технология выращивания клеточной культуры на матрице.
РГ: Сообщается, что Клаудиа Кастильо не принимает препараты, призванные бороться с реакцией отторжения, что совершенно необходимо после операций по пересадке органов...
Готье: А зачем? Ведь новый орган выращен из собственных стволовых клеток костного мозга пациентки. Он не чужеродный, он свой. Потому и не отторгается, потому и препараты, подавляющие реакцию отторжения, тут не нужны.
РГ: Есть информация, что в Барселоне ученые готовят к операции по пересадке трахеи еще двух пациентов. А один из участников уже проведенной операции заявил, что лет через двадцать врачи смогут заменять больные и поврежденные органы и ткани органами, выращенными в лаборатории. А в России? Нашим пациентам такое будет доступно?
Готье: Всегда кто-то бывает первым. В данном случае - не мы. Но убежден: в будущем такие операции будут повсеместны во всем мире. Если вы заметили, операцию испанской женщине проводили ученые из трех стран. Мир велик, но и очень тесен: то, что сегодня происходит в одном его уголке, завтра неизбежно появляется в другом. Были бы на то светлые головы. У нас они есть. Сейчас в нашем НИИ ведутся подобные разработки. В частности, так называемая "гибридная печень". Говорить о практическом применении пока рано. Пока хочу поздравить зарубежных коллег с несомненным успехом.