Коллегия адвокатов "Арбитраж", представляющая интересы предпринимателя Георгия Трефилова, объявила о намерении инициировать процедуру взыскания долгов с бизнесмена Эдуарда Вырыпаева, в том числе сумму в размере 20, 5 млн долларов. "Уже в ближайшее время соответствующие исковые требования будут направлены в суд, - заявил адвокат Александр Капба. - В нашем распоряжении - многочисленные документы, свидетельства менеджеров, и мы готовы доказывать в суде незаконность совершения сделки с акциями девелоперской компании РТМ.
Если стоит, то сколько стоит?
Как считает адвокат, судебные процессы помогут пролить свет не только на обстоятельства сделки. Можно предполагать, что бизнес-сообщество, изучив на этом примере технологию "быстрого обогащения", сделает соответствующие выводы - стоит ли вообще иметь дело с ее разработчиками. И если стоит, то сколько стоит.
Как говорится, стиль - это человек. Бизнесмен Эдуард Вырыпаев известен в Москве. Одетый в цветастые пиджаки, он подъезжает к ночным клубам на крутом "Майбахе". За ним на "Хаммере" спешит охрана, телохранители ходят за шефом и по увеселительным заведениям. Недавно Вырыпаев уже фигурировал в судебном процессе, безуспешно пытаясь отстоять свои "честь и достоинство". Суд, не обнаружив почвы для разговора на эту тему, в иске Вырыпаеву отказал. Почему же он вновь рискует стать фигурантом судебного дела?
Привычка - вторая натура
Эдуард Вырыпаев - выходец из Самары, где еще помнят, как уезжал он "покорять Москву". А новые московские знакомые самарского бизнесмена, видимо, не придали значения слухам о его "послужном списке": дескать, начинал в Самаре менеджером в частной фирме, потом у владельца вдруг начались проблемы с законом, а новым владельцем оказался бывший менеджер...
В Москве новоявленный бизнесмен договорился с принадлежащим Георгию Трефилову Холдингом "МАРТА" о создании совместного бизнеса - ОАО "РТМ". Трефилов при этом вложил в новый бизнес 90 процентов капитала - 48 объектов недвижимости, а Вырыпаев только два - как выяснилось впоследствии, c массой взятых на них кредитов. Есть у определенных бизнесменов привычка выводить деньги из бизнеса.
Сказочная сделка
Зимой 2007/08 годов Трефилов договорился с Вырыпаевым о передаче тому 37,5 процента акций РТМ в рамках сделки репо (т.е продажа с последующим выкупом). Ситуацию специально для "РГ" комментирует адвокат Александр Капба:
Георгий Алханов: Каковы были условия сделки?
Александр Капба: Под сделку репо был привлечен кредит под залог этих же акций РТМ, причем Трефилов сам выдал поручительство по кредиту и исправно выплачивал проценты, пока не понял, что партнер его просто обманул. А Вырыпаев, благодаря кредиту не заплативший за акции ни копейки собственных денег, через два месяца, в марте 2008 года, заявил, что никакого обратного выкупа не было, за акции заплачено по рыночной цене и бизнес теперь принадлежит ему.
Алханов: О чем, с вашей точки зрения, свидетельствует факт кредита?
Капба: Да о том, что Трефилов и не собирался выходить из собственного бизнеса. С какой бы стати он стал подписывать поручительство под кредит уже бывшему партнеру, чтобы тот, в свою очередь, этими деньгами расплатился с ним за акции продаваемой им компании? Если бы Трефилов действительно намерен был оставить дело, он не стал бы давать никаких гарантий под вырыпаевский кредит.
Алханов: Каков был итог сделки?
Капба: В результате Георгия Трефилова просто-напросто выставили из компании, которую он создавал и развивал. Более того, он остался еще и при долгах: денег от "партнера" не получил, зато оказался должен банкам, выдавшим кредиты бывшей совместной с Вырыпаевым компании. Была, в общем, у зайца избушка лубяная, а у лисы ледяная... Получение акций Вырыпаевым незаконно, и мы докажем это в суде.
Наверное, здесь и вспомнил Георгий Трефилов рассказы о самарской бизнес-истории своего партнера, да поздновато. Адвокаты Трефилова, однако, сразу заявили о недобросовестных действиях не только его бывшего компаньона, но и юриста, действовавшего якобы в интересах инвестиционного банка, консультировавшего РТМ.
Алханов: Вы считаете, что ущерб был нанесен не только Трефилову?
Капба: Наше документальное расследование приводит нас к выводу о недобросовестных, но согласованных с Вырыпаевым действиях, в результате которых под предлогом того, что акции РТМ нужно разместить среди акционеров, Трефилова уговорили формально передать свой пакет Вырыпаеву при том, чтобы договор обратного выкупа был подписан отдельно. А ведь банку, сотрудничавшему с фирмой, совершенно не нужен был скандал между акционерами - его репутации он может только повредить. Похоже, что люди работали не в интересах своего банка. В общем, они помогли одному партнеру избавиться от другого.
Я не я и лошадь не моя
Летом 2008 года Вырыпаев поспешил перепродать акции РТМ. Мол, я не я и лошадь уже не моя.
Алханов: Как происходил процесс перепродажи акций?
Капба: Вырыпаеву нашел следующих клиентов ХК "Сибирский цемент" в лице его акционеров Андрея Кирикова и Андрея Муравьева. Им предназначалась роль "добросовестных приобретателей", сделка с которыми "закроет" вопрос незаконного присвоения трефиловских акций.
Алханов: Но ведь их можно было предостеречь от покупки "сомнительных" акций?
Капба: Георгий Трефилов пытался это сделать. В августе 2008 года компания MARTA Unter-nehmensberatungs GmbH (головная компания Холдинга "МАРТА") разослала участвующим в сделке фирмам специальное письмо, в котором подробно разъясняла, почему новые владельцы акций не могут считаться "добросовестным приобретателем". Более того, в письме сообщалось, что "в настоящее время УВД по ЦАО города Москвы проводит предварительную проверку против господина Эдуарда Вырыпаева и других лиц по факту совершения группой лиц особо тяжкого преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 УК РФ (хищение чужого имущества путем обмана и злоупотребления доверием, совершенного организованной группой лиц в особо крупном размере)". Трефилов письменно предупредил и совладельца "Сибцемента" Андрея Муравьева о том, что подобное "сотрудничество" с РТМ втянет "Сибцемент" "в акционерный конфликт и судебные разбирательства".
Аттракцион неслыханной щедрости
Алханов: Эти обращения не принесли результата?
Капба: Видимо, новые инвесторы не стали утруждать себя тщательной проверкой документов. А теперь, щедро заплатив за акции около 100 млн долларов, они, видимо, смогут убедиться, что Вырыпаев, побыв в РТМ директором, оставил компанию с кучей новых кредитов и выручкой, не покрывающей расходов фирмы.
Алханов: Чем, по-вашему, это вызвано?
Капба: Анализ документов убеждает нас, что финансовая политика в РТМ проводилась абсолютно не в интересах акционеров компании. Насколько нам известно, Вырыпаев установил определенным сотрудникам баснословные ставки зарплаты. Зачем? Вероятнее всего, людей, понимавших суть происходящего, надо было заставить молчать и работать в его интересах. Новым приоритетом деятельности стала, похоже, не работа в интересах фирмы, а борьба с Трефиловым.
Алханов: Вы можете привести конкретные примеры?
Капба: Ну, например, для того, чтобы избавиться от магазинов сети "Гроссмарт", принадлежащих Трефилову, в ход пошли различные уловки - выключалась электроэнергия в супермаркетах, в результате чего портился товар, и магазины, естественно, закрывались. Вдруг участились проверки пожарных, налоговой службы, милиции и т.д. В результате магазины закрыли, теперь их не могут сдать в аренду, а в некоторых не могут и включить электричество - ведь договоры с электросетями тоже расторгли. И стоят пустые магазины, не принося акционерам РТМ дохода. Работали словно по принципу: так не доставайся же ты никому!
Алханов: Возможно, новые акционеры РТМ об этом просто не знали?
Капба: Возможно. Но все это им теперь может показаться мелочью по сравнению с тем, что Эдуард Вырыпаев подвел своих новых бизнес-партнеров под перспективу судебного разбирательства. А вместо нового бизнеса они фактически получили сплошные долги: многие активы РТМ заложены по миллионным кредитам нескольких банков.
Новые жертвы "марлезонского балета"
Алханов: Как же нынешние руководители РТМ намерены выходить из этой ситуации?
Капба: Наверное, по той же схеме, только с новыми действующими лицами. В ноябре начинается третий акт "марлезонского балета" с акциями РТМ - бизнес-сообщество уже знакомо с ней по недавней публикации "Коммерсанта". На сцену выводится следующий покупатель оставшихся у Вырыпаева акций компании - инвестиционный холдинг "Финам". При этом уже по итогам первого полугодия 2008 года чистый финансовый долг РТМ составляет 482,3 млн долларов, и до конца 2009 года ей необходимо погасить кредиты на сумму более чем 80 млн долларов. И теперь новые совладельцы увязают в трясине проблем компании: представители "Финама" уже говорят, что инвестхолдинг займется реструктуризацией долгов РТМ. Тем временем партнер РТМ "КИТ Финанс" 17 ноября подал иск в Московский арбитражный суд, оспаривая мартовское решение РТМ о выпуске 87,8 млн дополнительных акций. В общем - кто следующий?
Так что крупным компаниям стоит тщательнее изучать бизнес-истории своих контрагентов. Ведь это-то предельно просто: если "кинули" предыдущего партнера - "кинут" и тебя. Как только удобный случай представится.