РГ-Фото: "Южнокорейские Гавайи"

Остров Уллындо для подавляющего большинства иностранцев, а также для многих корейцев так и остается неизведанной землей. Он не так известен и "раскручен" как туристический рай Южной Кореи остров Чечжудо, но имеет свой шарм и очарование. С моей личной точки зрения, по красоте пейзажей Уллындо даже опережает Чечжудо, кроме того первый по причинам, о которых будет сказано ниже, может похвастаться дикими лесами и нетронутой природой, что большая редкость в Южной Корее.

Действительно остров

Попав на Уллындо, вы сразу же ощутите, что это, если так можно выразиться, остров в психологическом смысле. Ощущение удаленности от остального мира возникает сразу и не покидает до конца путешествия. Сразу заметно, что это место автономно: оно имеет свои законы, особенности, стиль жизни. Если смотреть только на расстояние, то Уллындо расположен не так уж и далеко - чуть больше полутора сотен километров от восточного побережья Южной Кореи. Однако чувство удаленности создается хотя бы потому, что, как бы вы ни старались, менее чем за три часа на остров не попадете. Путь сюда только один - на судне, которое идет как раз три часа. Аэродрома на Уллындо нет. Все это означает, что гарантии, что вы попадете на остров тогда, когда захотите, или покинете его в желаемое время, нет. Штормы в Восточном (Японском) море не редкость, так что вероятность, что даже имея билет на руках, придется в прямом смысле "ждать у моря погоды", всегда есть. По той же причине можно и застрять на острове на несколько дней. Так что вопрос о том, кто главнее природа или человек, в этом случае решается однозначно в пользу первой.

Эта удаленность имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, вы здесь не найдете пятизвездочных гостиниц, в лучшем случае - с десяток-другой скромных мотелей на весь остров, да и то сосредоточенных в основном в главном порту Уллындо - местечке Тодон. Кроме того, из-за удаленности острова доставлять бензин - дело накладное. Поэтому базовая цена за такси (почти все - джипы) выше, чем на всем материке - 2400 вон (2 доллара). Вообще, объективно говоря, транспорт - слабое место Уллындо. Более-менее приличная дорога только одна на весь остров. Она идет вдоль всего побережья, периодически сужаясь из двухполосной в однополосную. Однако даже и эта дорога не замкнута, так что прокатиться вокруг острова на автомобиле не получится. Совсем недалеко от главной бухты Тодон придется выбирать: оставлять машину и идти 6-7 км горными тропами, наслаждаясь действительно красивейшими пейзажами, либо разворачивать своего железного коня и ехать той же дорогой обратно. В принципе, и второй путь, если на машине, не такой уж далекий: всего лишь 44 км. Вот и считайте, остров по периметру имеет протяженность около 50 км: 44 км асфальтированная дорога и 6-7 км пешего маршрута.

Наверное именно из-за этой проблемы - транспортной - остров остается достаточно неизвестным. Добраться до него при желании можно, но не так просто. Потому-то и туристов там бывает не так уж и много, но кто побывает, тех тянет на Уллындо снова и снова. Почему? Из-за небольшого количества туристов остров сумел сохранить в целом свою нетронутость и девственную красоту: именно на Уллындо существует единственный на всю Южную Корею дикий лес. Вода в море здесь кристально прозрачна и действительно имеет прекрасный изумрудный оттенок. Ну а про красоты пейзажей и говорить нечего: причудливые горные виды неповторимо гармонируют с изумительной красотой морских пейзажей, где торчащие из воды скалы создают картины, от которых остается только зачарованно повторять: "Такое может создать только природа".

Сам остров весьма пустынен. На его достаточно немалой площади живет лишь около десяти тысяч человек. Бродя по горным тропинкам, то и дело из-под ног лениво вылетают потревоженные фазаны, которые совершенно не боятся людей. Так что, если есть желание насладиться красотами моря и гор, не испорченными бесцеремонным натиском цивилизации и толпами праздно шатающихся отдыхающих, а также в какой-то мере почувствовать себя немножко на краю света, то вам надо ехать на Уллындо. В принципе, обслуживание в мотелях весьма приемлемое, а небольшие неудобства с лихвой компенсируются пейзажами такой красоты, от которых замираешь в восхищении, а друзья потом будут завистливо охать и ахать, рассматривая фото с путешествия на остров.

Потухший вулкан

Уллындо и торчащие вокруг него небольшие острова и скалы являются единым комплексом: это потухший вулкан, который появился 1 миллион 400 тысяч лет назад. Здесь и там можно увидеть потоки застывшей лавы, которые превратились в скалы причудливых форм и очертаний. В центре острова - горный пик: не очень высокий - немного не дотягивает до одного километра над уровнем моря. Сам по себе остров напоминает цилиндр, который высунулся из океана. Скалы часто отвесно обрываются в море. Именно из-за этого на Уллындо у побережья мало места, пригодного для жилья. Приходится чаще всего выбирать: либо ютиться у узкой полоски суши в непосредственной близости у моря, будучи прижатым спиной к скалам, либо забираться далеко наверх и там уже строить жилище. Даже главный населенный пункт и административный центр острова - Тодон - весьма невелик, а улочки достаточно круто забираются вверх по распадкам гор, которые резко обрываются в море, имеющее здесь головокружительную глубину. Поэтому население на острове такое небольшое, а дороги строить так трудно - попросту места нет. Даже единственную более-менее приличную дорогу, идущую по периметру острова, приходилось местами насыпать, отвоевывая пространство у моря. Да и то, как уже было сказано ранее, так кольцо автодороги вокруг всего острова до сих пор и не замкнули.

Остров многочисленных названий

У Уллындо есть много неофициальных весьма поэтичных названий, каждое из которых отражает отдельную черту острова. Перечислим: Уллындо называют островом воды, снега, ветра, кальмаров, а также островом-загадкой.

Обо всем по порядку. Островом воды Уллындо называют не из-за того, что он со всех сторон окружен морем. Иначе так можно назвать любой остров. На Уллындо большое количество источников питьевой воды, которая приобретает кристальную чистоту, пройдя через многочисленные природные фильтры застывших вулканических пород. Практически из любого ручейка на острове можно пить. Говорят, что местным жителям кажется странным, что приезжие иногда покупают питьевую воду в бутылках. Чего покупать, когда её и так много повсюду?..

Островом снега остров прозвали потому, что здесь зимой выпадает рекордное количество осадков. Именно здесь можно увидеть знакомые многим русским, но являющиеся диковинкой для большинства корейцев сугробы в рост человека. Хотя, один местный житель сказал, что в последние годы снега выпадает гораздо меньше, чем раньше.

Так как остров стоит одиноко далеко в море, то ветру есть, где разгуляться. В результате на Уллындо часто дуют сильные ветры - особенно зимой. Потому и "остров ветра".

Название "остров кальмаров" напрашивается само собой. Эти морских животных можно увидеть практически везде, развешенными для просушки. Забавное изображение кальмара является талисманом и символом острова. Воды вокруг Уллындо богаты кальмарами. В округе постоянно можно увидеть флотилии судов, занимающихся промыслом этого морского животного. В прибрежных водах ловится 60-70 процентов всех кальмаров Южной Кореи. Эти же морские животные обеспечивают источник заработка примерно для 70 процентов населения острова: кто-то ловит кальмаров в море, кто-то занят на сушке, кто-то на переработке, кто-то на продаже…

Однако из всех названий самым поэтичным, пожалуй, является "остров загадок". Точной причины этого наименования выяснить так и не удалось. Наверное оно дано потому, что то здесь, то там можно увидеть самые загадочные и замысловатые пейзажи и виды. Местный житель на мой вопрос с улыбкой предположил: "Уллындо называется так потому, что остается загадкой, как природа смогла создать такую красоту". Что ж, весьма романтично, туристам должно нравиться, не зря же вывеска "Уллындо - остров загадки" красуется на здании главного порта.

Уллындо можно назвать также еще и островом непредсказуемой погоды. Она здесь меняется очень быстро. Из-за обилия достаточно высоких горных вершин периодически случается так, что тучи "садятся" на горные пики. В результате в одном месте может идти проливной дождь, а стоит преодолеть небольшой перевал, как начинает светить яркое солнце. При этом расстояние между ливнем и ясной погодой не будет превышать буквально пару сотен метров.

Если же говорить про этимологию официального наименования острова - "Уллындо" - то один из старожилов пояснил мне, что оно происходит от звукоподражательного корейского слова "урырын", которым изображают звук, получающийся при ударах больших волн о скалы и гальку. Из-за частого сильного ветра мощные волны здесь не редкость. "-То" на конце слова "Уллындо" означает "остров".

Прилежащие скалы и острова

Отдельно следует сказать пару слов про скалы и острова, которые есть возле Уллындо. Некоторые из них достаточно большие, другие совсем маленькие, но свой неповторимый шик и очарование есть у каждого из них.

Всего лишь в паре километров от Уллындо есть еще один обитаемый остров - Чукто. Раньше на нем жили 25 семей, сейчас осталось лишь два дома, в которых живут по мужчине - отец и сын. Остров настолько невелик, что его легко можно обойти за пару часов. Пара местных жителей зарабатывает тем, что выращивает овощи и поставляет их на рынок Уллындо и в другие города. Остров сам по себе является достопримечательностью: на него регулярно возят туристов, да и вход платный - 12 тысяч вон. Время от времени остров Чукто остается полностью отрезанным от внешнего мира из-за штормов. Что там в это время делают местные жители, остается только гадать, сходить там реально некуда, а ветры дуют такие, что при штормовой погоде лучше вообще на улицу не выходить.

Раньше рядом с Уллындо был еще один обитаемый остров, но несколько лет назад последний его житель уехал на материк, так что сейчас там никого нет.

Не менее любопытны и скалы, торчащие из воды возле Уллындо. Практически каждая из них имеет очень интересную форму, которая при определенном угле зрения напоминает тот или иной предмет или животное. Создается впечатление, что природа специально поставила скалы в море - водная гладь отсекает всё ненужное, отвлекающее внимание, подчеркивания лишь самые красивые ракурсы. Сходство скал с разными фигурами нашло отражение в названиях. Судите сами, среди их названий есть скала Черепаха, Лев, Ножницы, Три феи, Муж и жена, Свеча, Парус, Слон и прочее.

"Жемчужина" Уллындо

Теперь же отдельно расскажем про "жемчужину острова загадок" - это место, где сосредоточены сразу несколько наиболее выдающихся достопримечательностей Уллындо. Расположено оно у деревни Чхусан, что в северной части острова. Место это интересно еще и тем, что достопримечательности там очень разноплановые - как природные, так и рукотворные. По крайней мере их там четыре и все считаются "визитными карточками Уллындо" - гора Сонкотсан, хран Сонбульса, гостиница Чхусанильга  и скала Слон, а также еще много чего, но немного подальше.

Гора Сонкотсан - привлекает к себе внимание сразу же, как только ее очертания становятся различимыми на горизонте. Она относительно невысокая - менее пятисот метров над уровнем моря, но резко поднимается вверх сразу от единственной проходящей рядом автомобильной дороги и как бы нависает над ней. В результате, когда проходите или проезжаете возле горы, создается впечатление, что Сонкотсан гораздо выше и массивнее, чем она есть на самом деле. Необычна и сама форма - очень сильно напоминает ладони, сложенные вместе для молитвы. Уникальность горы подчеркивается и своеобразным "окном" - в ее гребне недалеко от вершины есть хорошо заметное издалека сквозное отверстие.

По словам местных жителей, место здесь непростое - в горе и вокруг нее находятся самые мощные невидимые выходы жизненной энергии острова. Верить в широко распространенную на Востоке и ныне очень популярную на Западе концепцию жизненной энергии или нет - дело ваше, но, подойдя поближе к горе, невольно чувствуешь, что место и правда какое-то особенное. И дело не только в красивейших горных и морских пейзаж, действительно чувствуется "что-то такое", что сложно описать словами. Может и правда какая-то непонятная энергия...

Японцы, похоже, верили во все рассказы про жизненную энергию. Говорят, что во времена японской оккупации Кореи с 1910 по 1945 гг. захватчики решили установить в разных частях горы сразу три государственных флага Японии. Для этого в скалы были вбиты три больших железных флагштока, на которые и были водружены полотнища. Флагштоки также были непростые. Они, как говорят сейчас корейцы, должны были забирать жизненную энергию корейского острова. Уллындо же не простил такой дерзости иноземцам - при спуске вниз все те, кто поднимал флаг, из-за внезапно поднявшегося сильного ветра сорвались с крутой горной трапы и погибли. Два флагштока, как говорят старожилы, после освобождения полуострова демонтировали, а третий так и стоит поныне, правда, как можно догадаться, без японского флага. 

У самого подножья горы расположен очень интересный буддийский храм Сонбульса. Место для его размещения было выбрано у горы Сонкатсан именно из-за мощного выхода жизненной энергии острова.
Храм крайне интересен сам по себе. Он появился всего лишь несколько лет назад. Сонбульса небольшой по размерам: статуя Будды, небольшой алтарь и отдельный молельный зал. Храм хотя и у подножия горы, но сам стоит на определенном возвышении - на скале, поднимающейся вертикально вверх от проходящей рядом автомобильной дороги. Поэтому оттуда открывается такой великолепный вид на море, от красоты которого просто захватывает дух и чувствуешь себя как птица, которая вырвалась на простор.

Статуя Будды выточена из цельного куска камня. Появился этот храм не случайно и выполняет он очень важную патриотическую роль. Храм Сонбульса и особенно статуя Будды обращены четко в сторону находящегося всего лишь в 87 км от Уллындо известного архипелага Токто, который является предметом подчас ожесточенных территориальных споров между Кореей и Японией. Остров находится под контролем Южной Кореи и там стоит корейский полицейский гарнизон, который обеспечивает физическую охрану архипелага от притязаний японцев. Будда же храма Сонбульса считается духовным защитником и хранителем Токто. 

Следует признать, что строители храма очень позаботились о том, чтобы он выглядел впечатляюще. Днем он виден издалека и украшает и без того замечательный морской пейзаж с горой Сонкотсан. В темноте храм выглядит, пожалуй, еще эффектнее: с наступлением сумерек статуя начинает подсвечиваться мощными прожекторами. Со стороны создается впечатление, что Будда как бы парит в воздухе, да и все место, подчеркнутое громадой высящейся горы Сонкотсан, приобретает какой-то мистический вид.

Недалеко от храма - на той же возвышенности, что и Сонбульса, расположена очень живописная гостиница "Чхусанильга". Пожалуй, саму гостиницу - как сам комплекс зданий, так и место вокруг - можно считать одними из самых красивых в Корее. Она чем-то напоминает небольшие, но очень уютные горные швейцарские отели. Небольшое центральное двухэтажное здание, в котором есть несколько номеров и ресторан, расположено прямо на обрыве скалы. Можете представить, какой великолепный морской пейзаж открывается оттуда. Немало слов похвалы стоит сказать и в адрес самой организации гостиничного бизнеса. Большинство номеров расположено в разбросанных по отдельности глиняных домиках, выполненных в традиционном корейском стиле. Самые дорогие номера вообще выполнены в стиле "один дом - один номер". В любом случае, все очень живописно и интересно - прекрасный окружающий вид, чистый воздух, море, горы, национальный колорит гостиницы с полным набором, тем не менее, самых современных услуг.

Несколько слов про еще одну достопримечательность этого места. На небольшом отдалении из моря высится скала с поэтическим названием "Слон". Есть и более прозаической название "Скала с дырой", но "Слон" - и более красивое и более известное имя. Названо эта скала так потому, что она действительно очень сильно напоминает голову слона, который опустил хобот в море и пьет оттуда воду. При приближении к ней на катере создается впечатление, что она состоит из причудливых черных кирпичей - именно так выглядит составляющая эту скалу вулканическая порода. Скалу-Слон очень хорошо видно как из храма Сонбульса, так и из гостиницы "Чхусанильга". Про гору Сонкотсан и говорить нечего - оттуда видна округа на много километров вокруг.

Ну а теперь, еще раз прочитайте все сказанное и представьте, какой же красоты это место, вокруг которого все уникальное и необычное - и гора, и гостиница, и храм, и скала в море. Не правда ли, по праву можно назвать настоящей жемчужиной целого острова?! Если пройти немного дальше на восток по автомобильной дороге, то сможете насладиться видами и других красот Уллындо - скалами "Муж и Жена", "Ножницы", острова Чукто и еще многое другое.
 
Острова Токто

Говоря об Уллындо, нельзя не остановиться и на уже упомянутом архипелаге Токто, который приобрел в последние годы небывалую известность из-за претензий на него Японии. Именно с Уллындо проще всего попасть на Токто: расстояние между ними составляет немногим более 87 км. В ясную погоду архипелаг виден с одной из обзорных площадок возле порта Тодон. Для желающих ежедневно организуются туры, однако количество туристов, которое может высадиться на Токто, ограничено, да и гарантии, что природные условия позволят ступить на землю архипелага, нет. А если высадитесь, то пробыть там можно не более сорока минут. Правда и ходить особо негде - опростым туристам оставаться можно лишь на причале. Острова действительно крошечные. Остров же Уллындо стали активно использовать для подчеркивания идеи принадлежности Токто Южной Корее. На Уллындо есть достаточно большой для здешних мест музей, который так и называется: "музей Токто". В нем все экспонаты можно разделить на две части: в первой обосновывают с использованием исторических документов и старинных карт принадлежность архипелага Корее и беспочвенность японских притязаний. Во второй рассказывается о флоре и фауне острова.

Уллындо - корейские Гавайи

Конечно же, рано или поздно Уллындо перестанет быть заповедником, относительно нетронутым цивилизацией. У местного правительства есть масштабные планы превращения острова в своеобразный аналог Гавайев. Пляжи, хотя и галечные, там действительно очень большие. Про красоты видов было сказано уже достаточно, так что есть все для развития полноценного туристического бизнеса. Однако главным препятствием остается транспортная проблема. Нынешний главный порт острова слишком узок и мал для принятия крупных лайнеров, поэтому примерно в 10 км строится гавань, которая будет готова принимать и крупнотоннажные суда.

Непростая ситуация и с аэропортом. Если реально смотреть на вещи, то без нормального аэродрома мечтать о сверхприбылях и нормальном туристическом бизнесе невозможно. Но проблема, во-первых, с местом: в центре острова сплошные горы; во-вторых, с экологами: они говорят, что аэродром нанесет невосполнимый урон природе острова. Ну, а без авиасообщения полагаться остается только на сильно зависящий от погоды морской транспорт. Однако далеко не каждый турист поедет, когда нет гарантии, что он в запланированное время попадет на Уллындо и уедет с него.

Про дорогу вокруг острова тоже было сказано немало: ее тоже надо бы замыкать, но оставшиеся шесть километров очень непростые - потому-то до сих пор и не достроили. Вдоль берега для шоссе места нет - сплошные отвесные скалы, а вести шоссе через горы - труд титанический, да и выльется всё это в немалую копеечку. Те же экологи выступают против этой идеи, но, насколько удалось узнать, местные жители выступают "двумя руками за" эту идею.

Если же вопрос доставки потока туристов на остров так или иначе будет решен, то на Уллындо люди потянутся, в этом специалисты уверены, но пока транспортная проблема так и остается неразрешенной. В результате и туристов мало (исключение лишь летний сезон), и гостиниц мало, и прибылей от турбизнеса мало, а молодежь стремится уехать с остающегося труднодоступным острова. Правда, за это природа радует своей незагрязненной красотой тех, кто все же добирается…

Заметки из путевого блокнота

Лично мне съездить на Уллындо хотелось давно. Этот остров оставался единственным более-менее крупным регионом Южной Кореи, где еще не побывал. При этом было решено: раз уж поеду в такую даль, то попутешествую как следует - обойду пешком по периметру весь остров. Скажу честно: не пожалел, таких ярких впечатлений от природы Кореи не испытывал уже давно. Советую попытаться пройти пешком. Вокруг острова всего лишь 50 км. За два дня можно осмотреть большинство прибрежных достопримечательностей. При желании можно, конечно, и за сутки обойти остров, но это будет больше похоже на марш-бросок спецназа, да и то, чтобы подняться на многие красивые места - горы, маяки и прочее - времени просто не останется. Так что лучше два дня пешком. На автомобиле получится слишком уж быстро: вся дорога всего лишь 44 км. Да и не успеете разглядеть красоты толком, а они там практически на каждом шагу.

Так как про конкретные пейзажи и про сам остров было сказано выше, то остановлюсь лишь на моих личных более-менее любопытных впечатлениях и курьезах.

По наблюдениям, местные жители среди домашних животных почему-то предпочитают именно черных коз. Наверное они хорошо приживаются на крутых горных пастбищах. Этих созданий довелось много встретить на острове, причем они разрывались между любопытством и природной осторожностью. Завидев человека, приближались, вытягивали свои мордочки, осторожно "мекали", но вплотную не подходили. Однако оставленный для них хлеб съедали с большим аппетитом, стоило только отойти на пару метров.

Другим наблюдением было, что на острове большой популярностью пользуются весьма любопытные транспортные системы - мини-монорельс. На плантациях овощей часто можно было наблюдать, как по проложенной в разных направлениях рельсе катаются ящики, к которым прикреплены моторы: так производится разбрасывание удобрений. Весьма удобно на местных плантациях, где уклон временами достигает 45 градусов. Вручную это было бы сделать затруднительно, а трактора вряд ли бы забрались.

Несмотря на то, что путеводители пугали отсутствием удобств, попавшиеся по дороге мотели были вполне на уровне - без излишеств, но со всем необходимым. На джакузи и шампанское в номер рассчитывать не стоит, но все остальное было. Не обошлось и без курьеза. На мой вопрос: "А как насчет ключа к номеру?" хозяйка ответила, что дверь открыта. Попытки же объяснить, что хотелось бы как-то дверь закрыть, были встречены весело в стиле: кому ты нужен и всех воров на острове мы и так знаем, в случае чего не сбегут с твоим добром. Так и не получил ключа.

На второй день немного задержался на одном из маяков - заболтался с местными жителями - и остаток пути шел по сумеркам, а потом и по полной темноте. Кстати, прогулка в сумерках также имеет своё неповторимое очарование: прибрежные скалы выглядели как-то особенно необычно, напоминая молчаливых великанов, стоящих в море. Единственный в округе Уллындо обитаемый остров Чукто в темноте напоминал замерший громадный авианосец. Вся же поверхность моря была усыпана яркими огнями судов, ловящих кальмаров. Как известно, этих морских животных привлекает свет, поэтому суда обычно увешаны ярчайшими гирляндами галогеновых ламп. Пара судов промышлявших недалеко от берега освещали дорогу не хуже прожектора. Однако на прогулки в сумерках советую решаться, только если хорошо знаете дорогу. Я же был вынужден добираться в темноте, что превратилось в целую эпопею. С другой стороны, есть что вспомнить с улыбкой - каждому свое.. Во-первых, я поверил карте, а на ней было изображено, что вокруг Уллындо проложена автодорога до конца, то есть замкнута в кольцо. То, что последние шесть километров надо будет лезть через горы, я осознал, лишь когда шоссе попросту оборвалось, упершись в скалу. По-видимому, карту составили "на будущее". В результате пришлось немало плутать по горам. Горная тропа на карте была изображена примерно с такой же точностью, как рисуют карту половины СССР на упаковках папирос "Беломорканал". Но эти ночные "прогулки", напоминавшие больше передвижение горного козла по скалам, позволили увидеть пару фантастических обзорных площадок, с которых открывался просто изумительный по своей красоте вид на море и разбросанные в нем скалы и острова. Затем наткнулся на какой-то военный объект, от которого я постарался убраться побыстрее, чтобы не попасть в руки "ответственных товарищей", которые вряд ли поверили моим рассказам про "шел-заблудился-стемнело-очнулся: военная база".  Дорогу мне в конце концов подсказал местный житель, на одиноко стоящий дом которого в горах я набрел случайно примерно в половине двенадцатого вечера. Поначалу создалось впечатление, что, увидев инопланетян, он удивился бы меньше. Хотя его можно было понять: ближайшая деревня к нему считается одной из самых труднодоступных на острове, а он сам живет еще дальше. Обычные корейцы и те редко там бывают, а тут такой ночной "импортный сюрприз" с длинным носом и высунутым от усталости языком. Правда, до дороги он меня в итоге проводил, искренне посмеявшись над моими приключениями.
Горный переход также был весьма интересен: на большей его части открываются хорошие виды на море. Не случайно эта тропа считается излюбленным местом корейских горных велосипедистов. Правда, размышляя над этим фактом, я пришел к выводу, что на велосипеде, даже на самом "экстремальном", по этому пути можно кататься только по принципу  "fair play": половину пути ты едешь на велосипеде, а половину - он на тебе. Слишком уж крутые отрезки маршрута были время от времени.

Немало впечатлений, и причем самых хороших, было от общения с местными жителями. Конечно, иностранцы на Уллындо до сих пор большая редкость и нередко на зарубежного гостя, попросту говоря, "пялятся". Но в остальном отношение было самое благоприятное. Идя пешком по дороге, многие предлагали подвезти на машине, всегда помогали советом, показывали дорогу лично, даже если им это было не по пути. Справляться о дальнейшем пути доводилось три раза, и каждый раз жители предлагали накормить обедом или ужином, включая и пожилого мужчину, на дом которого я наткнулся фактически ночью, плутая по горам.

Если ехать…

Побывать на острове несмотря на все объективные трудности все же настоятельно рекомендую. Повторюсь: незабываемые впечатления гарантированы. Если же планировать поездку по полной программе, то время лучше всего рассчитывать следующим образом: пару дней на пеший поход вокруг острова с осмотром прибрежных достопримечательностей, один день на горный проход через остров с подъемом на главный пик острова. В этот же день можно посетить и музей Токто и обзорную площадку на скале у бухты Тодон. Если хотите съездить на сам архипелаг Токто, то добавьте еще день. Очень советую не забыть про морскую прогулку на катере вокруг острова - она занимает лишь пару часов. С судна становятся видны те уникальные красоты побережья и островов (в том числе морские гроты, пещеры, причудливые конфигурации прибрежных гор), которые скрыты от туриста, путешествующего по суше. Кроме того, катер обычно подходит очень близко к островкам и скалам, раскиданным вокруг Уллындо, что позволяет в полной мере рассмотреть и удивиться и их красоте.