08.12.2008 01:00
    Поделиться

    В Москве открывается II Международный информационный форум "Интеграция соотечественников-2008"

    Сегодня в Москве открывается II Международный информационный форум "Интеграция соотечественников-2008".

    Конечно, снова пойдет речь о госпрограмме, которую кратко называют "добровольное переселение". И которую без конца ругают. Пессимисты склонны даже ее хоронить: раз за два с половиной года переселилось в Россию только восемь тысяч (а ожидалось более 150 000), значит, рушится программа! Но это неправда.

    Благодаря программе был проведен своего рода мониторинг в бывших советских республиках и выяснилось, что расхожее мнение о том, будто "все, кто хотел переселиться, давно уехали", не соответствует действительности. Толпы людей осаждали российские консульства сразу после объявления программы, потом их, правда, отпугнула затянувшаяся почти на год волокита с утверждением процедур и образцов анкет. Но и сейчас в какую из стран СНГ ни приедешь, видишь очереди к представителям российской миграционной службы.

    Несмотря на ставшие очевидными несовершенства программы, уже более 60 тысяч человек документально заявили о своем желании участвовать в ней. Их число резко увеличится, если люди смогут ехать туда, где у них есть родные, друзья или где они сами найдут работу. А сегодня мало того, что "пилотными" выбраны всего 12 регионов России, так еще и в этих регионах разрешено ехать только в некоторые, отнюдь не самые благоприятные районы. Да и там никакой тебе свободы выбора, а направят тебя туда, где пустует рабочее место, ненужное местным. Будто человек - просто винтик...

    Только 4% бескрайних просторов России отнесено к территориям вселения. Почему так? Вместо открытых дверей: добро пожаловать, соотечественники! - мы встречаем их красными стоп-флажками на каждом шагу. Зачем?

    Внятный ответ найти трудно. Существует мнение, что виноваты регионы - не хотят лишних забот. Ведь программу и соответствующую ей политику доброжелательного приема провозгласил центр, а главные заботы, включая почти тупиковую в наших условиях проблему жилья, сбросили на плечи регионов. Вот потому, мол, они и предлагают места по принципу: на тебе, боже, что нам негоже. Специально чтоб отпугнуть.

    В свою очередь регионы жалуются, что центр, а конкретно минрегионразвития отбрасывает как пинг-понговый шарик проекты региональных программ, без конца придираясь к разным мелочам. Еще в конце 2006-го всем регионам была поставлена задача подключиться к программе переселения. Кажется, только пять из них отказались, ссылаясь на свою перегруженность мигрантами. Но остальные уже по многу раз возили свои проекты в Москву и обратно.

    Теперь наконец-то согласованы еще 27 региональных программ. Может быть, хоть открывающийся форум подтолкнет их к реализации.

    И пора уж внести разумные поправки в сам механизм программы. Эти поправки давно подготовлены Федеральной миграционной службой.

    Но до чего ж медленно поворачиваются шестеренки бюрократической машины, а жизнь человеческая летит так быстро. И нельзя же до изнеможения испытывать терпение соотечественников. Их вроде бы позвали, но не пускают в дом, годами вынуждают топтаться у порога.

    "Нет, мы никого не агитируем переезжать, мы просто предлагаем содействие тем, кто уже сделал осознанный выбор", - слышала я на презентациях "пилотных" регионов и в Астане, и в Бишкеке, и в Душанбе. Такая вот политкорректность - сделать реверанс в сторону государства, где нашим соотечественникам стало дискомфортно жить. Почему-то эти государства не стесняются объявлять войну русскому языку, переименовывать исконные русские города, а мы даже боимся в открытую забрать у них обижаемых наших.

    Конечно, демографических проблем России эта программа не решит. Но она может обрести огромную (превентивную!) силу воздействия - стать своего рода охранной грамотой для миллионов русских и русскоязычных, которые переселяться не собираются. Тут эффект известен: раз Россия их зовет, раз они стали России нужны, значит, и в глазах местного населения обязательно поднимется им цена.

    Так вот, ни в коем случае нельзя дать погибнуть этой долгожданной программе.