Технологию утилизации твердых бытовых отходов в Калининградской области выбрали через конкурс, проведение которого затянулось почти на год.
В результате из трех претендентов осталось два. В "финал" вышли московская и калининградская компании. Победила последняя, предложившая самую передовую мировую разработку, при которой переработка мусора происходит практически в полном объеме и конечным продуктом являются биотопливо и шлаки, применяющиеся в строительстве. За этот проект высказалось большинство членов конкурсной комиссии во главе с губернатором Георгием Боосом.
Ноу-хау приглянулось и главам муниципалитетов, для которых борьба с отходами - одна из главных проблем. Нехватка контейнеров и техники для их вывоза способствует засорению территорий и появлению несанкционированных свалок. Возможности существующих полигонов практически исчерпаны. Скопившиеся на них горы зловонного мусора отравляют окружающую среду и негативно отражаются на здоровье людей, проживающих поблизости.
Впрочем, такая картина наблюдается не только в российском эксклаве, но и по всей стране. Да и за рубежом ситуация не лучше. Мусоросжигательные заводы себя уже изжили. Из-за высокого содержания диоксинов в продуктах сгорания строительство подобных предприятий запрещено Европейской конвенцией, которую поддержала и Россия. Именно поэтому такой вариант в Калининграде вообще не рассматривался. Отвергнутый претендент предлагал комплекс, на котором отбирается 85 процентов отходов, годных для вторичной переработки. Оставшийся "хвост" прессуется, сжимаясь до 5 процентов, но складируется все на том же полигоне, а точнее, даже на двух. Этот момент и не устроил комиссию. Кроме того, заводчики намеревались получать прибыль не только за счет реализации вторсырья, спрос на который в регионе, к слову, невелик. Главный доход должна была составить плата населения и обслуживаемых организаций.
Такое нас не устраивает. Поэтому мы выбрали компанию, полностью выполнившую поставленные условия. Предложенный ими тариф в два раза ниже, чем у конкурента, и не превышает нынешние цифры, - заявил Георгий Боос. Но, по его словам, определяющую роль все же сыграл сам проект. Хотя есть в нем и риск. Члены комиссии, объехав предложенные конкурсантами объекты, не смогли воочию увидеть полноценные комплексы с плазменной переработкой мусора. Калининградцы продемонстрировали только один из возможных элементов. О своих впечатлениях собравшимся рассказала глава регионального Роспотребнадзора Татьяна Груничева.
- Мы посмотрели в Цюрихе завод по утилизации промышленных отходов, в том числе и радиоактивных. Они расщепляются до мельчайших нейтральных составляющих. Поэтому я говорю "да" именно этому производству, - заключила Груничева. Как заверил представитель компании-победителя тендера, комплексы, подобные тем, что собираются построить в Калининградской области, уже есть в Японии, Америке и Италии. На территории нашего региона планируется за 3-4 года возвести два мусороперерабатывающих завода с плазменными реакторами. Площадки еще не определены. Стоимость проекта - 400 миллионов долларов США. Основную часть инвестиций составят заемные средства. Это в условиях кризиса еще одно уязвимое место. Но разработчики проекта заверяют, что смогут преодолеть эти трудности. Кроме того, они готовы наряду с новым мусором заняться и ликвидацией старых свалок. В нашем регионе сейчас более 40 санкционированных мусорных полигонов, на которых ежегодно утилизируется до 700 тысяч тонн твердых бытовых отходов. При этом ни один из полигонов не отвечает технологическим и экологическим нормам.
Справка "РГ"
При плазменной переработке сырье не сжигается, а расщепляется на молекулярные составляющие. После этого образуется биогаз, который либо сепарируется в жидкое топливо, либо идет на работу турбин для производства электроэнергии. На двух калининградских заводах предполагается производить до 166 Мвт/час электроэнергии, для внутреннего потребления достаточно 29,5 Мвт. Излишки предполагается предложить потребителям области.