18 декабря в зале Дома кино открылся 7-й съезд Союза кинематографистов РФ. Открылся с более чем годовым опозданием: по уставу он должен был пройти еще в середине 2007 года. Причины задержки не были обнародованы ранее, не получили они объяснения и теперь. Зато с места в карьер был поставлен вопрос о легитимности самого съезда.
Напомню, что скандал начался с того, что гильдия режиссеров не выбрала делегатами на съезд Никиту Михалкова и Геннадия Полоку, а гильдия актеров - Василия Ливанова. Ответный шаг последовал незамедлительно: процедура выдвижения делегатов была подвергнута юридической проверке на уровне Минюста, которая и выявила нарушения - некоторые из собраний прошли без необходимого кворума. Уже на чрезвычайном пленуме правления СК, созванном в понедельник, юрист предупредил кинематографистов о возможном признании съезда и его решений нелегитимными. Тем не менее, пленум решил съезд не откладывать - ибо нелегитимно само его проведение на год с лишним позже положенного. Оттягивать его далее - только обострять ситуацию.
Регламент первого дня съезда предусматривал отчетный доклад председателя СК Никиты Михалкова. Но съезд начался с чтения письма, поступившего от актера Василия Ливанова и режиссера Владимира Наумова: авторы заявляли, что не считают съезд легитимным. Взявший внеочередное слово замминистра культуры Александр Голутва сказал, что в Союзе кинематографистов наблюдается глубокий кризис, который углубляется кризисом финансовым - его тяжесть кинодеятели в полной мере почувствуют даже не в 2009, а в 2010 году. Однако есть и отрадные факты: в руководстве страны наконец обратили внимание на кинематограф, и с 2010 года предполагается увеличить его финансирование на треть. Создан Совет по кино под руководством премьер-министра Владимира Путина, и таким образом стал возможен прямой контакт кинематографистов с правительством. Что же касается съезда, то Александр Голутва еще раз напомнил о плохой его организации и заявил, что в этих условиях не имеет морального права участвовать в любых голосованиях. Голутва предложил считать начавшееся мероприятие общим собранием кинематографистов.
Слово взял президент гильдии киноведов и кинокритиков Виктор Матизен. Возражая Александру Голутве, он подчеркнул, что съезд открылся согласно постановлению пленума, который категорически воспротивился идее провести вместо съезда собрание. Это выступление получило горячую поддержку уже распалившегося зала. Кричали, что перенос съезда был бы неуважением к людям, приехавшим издалека, что Союз кинематографистов потерял при нынешнем руководстве все свои былые достижения и все имущество - это требует серьезного и безотлагательного обсуждения.
В спор включился Никита Михалков. "Я уже предупредил, что собираюсь уходить, - заявил председатель СК РФ. - И хочу извиниться за кадровые ошибки, которые были допущены". Глава киносоюза снова предупредил о том, что любые решения съезда могут быть признаны нелегитимными. "Мне очень хотелось провести съезд, но его надо проводить по уставу" - сказал Михалков, назвав происходящее "бессмысленной клоунадой". И повторил свое предложение провести съезд позднее, в статусе чрезвычайного и с участием всех членов творческого союза. "И мы его проведем!" - твердо пообещал Михалков.
Из зала тут же напомнили историю, развернувшуюся на 6-м съезде, когда Михалкова избрали на пост тоже без наличия кворума, когда большинство делегатов уже разъехались по домам. Михалков парировал обвинение тем, что суд не нашел в этом никаких нарушений.
"Мы имеем серьезное предупреждение Министерства юстиции о нарушениях в подготовке нашего съезда, - еще раз повторил ведущий заседание актер Евгений Герасимов. - Нарушением является уже то, что мы проводим его с опозданием на целый год. В таких условиях Минюст может запустить механизм роспуска Союза кинематографистов!".
Известный документалист Виталий Манский категорически возразил против дальнейшего переноса съезда: "Ведь мы сегодня не услышали ничего нового по сравнению с тем, что было сказано на чрезвычайном пленуме. А пленум решил съезд провести!".
Михалков предложил дать слово весьма кстати оказавшемуся в зале представителю Минюста. Зал встретил предложение свистом. Поняв, что собравшиеся настроены решительно, Евгений Герасимов сдался, и спустя два часа после начала съезд Союза кинематографистов наконец был официально открыт. И тут же наткнулся на первое препятствие: Никита Михалков отказался делать отчетный доклад, ибо он "получил предупреждение Минюста о том, что сделав такой доклад, он совершит противозаконное действие", а это явно не входило в планы главы киносоюза. Вслед за шефом отказался от доклада и оргсекретарь СК РФ.
По традиции был прочитан огромный список ушедших за эти годы членов Союза кинематографистов. Скорбное чтение длилось около четверти часа и, как заметила одна из выступавших, число человеческих потерь превышает число собравшихся в этом зале - еще одно напоминание о том, что творческий союз катастрофически стареет и давно не имеет притока свежих молодых сил.
Выступивший первым председатель ревизионной комиссии Андрей Герасимов огласил пространный список нарушений, обнаруженных в результате проверки деятельности руководства СК: без объяснения причин срывались все сроки заседаний правления и проведения съезда, не составлялись и никем не утверждались финансовые планы, неэффективна коммерческая деятельность, когда помещения сдавались в аренду по ценам ниже рыночных и пр. По данным, которые сообщил заместитель председателя имущественной комиссии Андрей Разумовский, в результате такой хозяйственной деятельности потери творческого союза достигали 800 тысяч долларов в год. Виктор Матизен напомнил, что памятный съезд, где Никиту Михалкова впервые избрали на пост председателя, был проведен в Кремлевском дворце и вопреки заверениям Михалкова обернулся для СК огромным финансовым долгом. Тот же Михалков заверял, что российскому кино нужна только одна киноакадемия, и тут же создал вторую - "Золотой орел".
Михалков пообещал ответить на все подобные вопросы, - но только на легитимном съезде. "Революционная ситуация налицо: верхи не хотят, низы не могут" - резюмировал происходящее глава гильдии киноактеров Борис Токарев.
Токарев первым на этом съезде напомнил о неотложных проблемах кинопроизводства, которые требуют срочного решения. В частности, о необходимости внести поправки в законодательство об авторском праве, где не предусмотрено вознаграждение актеров: они не получают отчислений ни от беспрерывной демонстрации их фильмов по телевидению, ни от продажи DVD. Такие поправки позволили бы изменить положение, в частности, с ветеранами киноцеха - любимейшими звездами, которые теперь снимаются мало и, в сущности, бедствуют. Борис Токарев призвал подумать и о квотах на иностранную кинопродукцию на наших экранах, по примеру французского законодательства, дающего фору отечественному кино.
Возникали на этом съезде и ситуации откровенно фарсовые - когда актер Николай Бурляев, например, потребовал смещения председательствующего на том основании, что "это недостойный человек: в 1999 году он голосовал против нашей помощи Сербии".
Драматург Рустам Ибрагимбеков признал, что съезд подготовлен плохо, и повторил злополучный вопрос: а кто в этом виноват? Ведь подготовка съезда - прямое дело как раз руководства СК, то есть в первую очередь самого Михалкова. "Все происходящее в СК - постыдно, - сказал Ибрагибмеков. - Стыдно, что руководители союза уже не первый год пытаются поставить под сомнение добропорядочность всех, кто хочет перемен. Нас теперь обвиняют в юридических ошибках - но эти ошибки лежат на совести руководства, которое должно было организовать все эти выборные процессы не только безукоризненно, но и еще год назад".
Было оглашено письмо большой группы молодых кинематографистов, выразивших желание вступить в СК. Среди них такие известные режиссеры, как Борис Хлебников, Алексей Попогребский, Алексей Герман-младший, Петр Буслов, Иван Вырыпаев, продюсер Елена Яцура, актриса Чулпан Хаматова и многие другие - всего 60 человек. Съезд принял это заявление с энтузиазмом, хотел даже немедленно принять их прямо списком, но ряд делегатов, в том числе и Никита Михалков возразил: нет такого человека, который был бы против притока молодых, но стоит все-таки соблюдать необходимые процедуры и формальности.
Впрочем, на этом дискуссии закончились, потому что Михалков заявил, что ряд делегатов из региональных отделений СК хотели встретиться с ним лично, и он готов их принять прямо сейчас. "За мной!" - сказал руководитель СК и вышел из зала. За ним последовало человек 10-15. В конференц-зале "отказников" уже ждали телекамеры, и вскоре в эфире появились сообщения о том, что "Михалков увел со съезда половину зала, отчего съезд не мог дальше работать - не было кворума". Это неправда: большинство делегатов остались в зале, и кворум был. Но надвигался поздний вечер, люди ощутимо устали от долгих и, в общем, бессмысленных перебранок. Обсуждение поправок к уставу киносоюза было отложено.
Судьбоносные выборы нового руководства киносоюза должны состояться в пятницу. Среди возможных кандидатур на место председателя - Марлен Хуциев и Дмитрий Месхиев. После того, как Михалков достаточно бесцеремонно попытался сорвать съезд, уведя за собой ряд делегатов, от него отшатнулись даже многие его сторонники, расценив этот поступок как "плевок в лицо всем нам" - так сказал один из "региональщиков", признавшись, что собирался голосовать за Михалкова. После этого инцидента шансы руководителя Союза кинематографистов продлить свои полномочия приблизились к нулю.