19.12.2008 21:35
    Поделиться

    Слоних Юрия Дурова продают с интернет-аукциона против воли дрессировщика

    Прошло чуть больше года с тех пор, как не стало известной дрессировщицы Натальи Дуровой. Сейчас Театр "Уголок Дедушки Дурова" возглавляет ее брат и преемник - Юрий Дуров. Больше года назад по предложению своей сестры он перешел в театр, покинув "Росгосцирк" и прихватив с собой своих любимиц, с которыми работает уже 30 лет - слоних Сюзи и Реми. Однако по закону слоны все еще не принадлежат дрессировщику. Им даже нельзя выступать на сцене, потому что это может быть расценено как коммерческая деятельность, и слоны уже целый год вынуждены томиться в вольере и скучать на цепи. Наверное, поэтому они так радуются, когда кто-нибудь из журналисткой братии их посещает. Видеокамеры и вспышки от фотокамер напоминают им о выступлениях на сцене и благодарной публике.

    На днях стало известно, что обе артистки цирка выставлены на Интернет-аукцион: стартовая цена Сюзи - 1 миллион 440 тысяч рублей, а Реми - 1 миллион 290 тысяч.

    - Юрий Юрьевич, неужели слоны целый год вот так сидят на цепи?

    - Нет, они, конечно, не круглые сутки на цепи. В обычное время их ставят на цепь, когда готовят к работе или чистят. А так они свободно гуляют по слоновнику. Но сейчас из-за вынужденного простоя, без работы и без движений они начинают заводиться и даже ломать стены.

    - Когда Наталья Юрьевна приглашала Вас к себе работать, она говорила, что слоны будут с Вами. Почему же получилось по-иному?

    - Она уповала на здравый смысл тех людей, от которых это зависело. Считала, что этот вопрос можно решить в течение дня, как часто такие вопросы решаются.

    - Неужели руководитель "Росгосцирка" Запашный был так против того, чтобы вы уходили из цирка?

    - То, что я ухожу, его особенно не волновало, а вот то, что я буду делать номер в другом месте, - похоже, задело. Причем как профессиональный дрессировщик он сам прекрасно понимает, что другой человек с ними не сможет выйти на сцену. Они не будут его слушаться, после того как всю свою жизнь провели со мной.

    - Вы пытались с ним договориться о цене?

    - Изначально Наталья Юрьевна попросила, чтобы их с баланса на баланс передали. Ведь эти животные куплены очень давно. За всю свою артистическую карьеру, если так можно сказать о слонах, они принесли цирку столько денег, что себя уже десятикратно оплатили. Их остаточная инвентаризационная стоимость - по ведомости - падает с каждым годом. Так вот три года назад, когда мы готовились к тому, что будет такая ситуация, они стоили 183 тысячи рублей - оба! Поэтому мы надеялись, что если их не отдадут бесплатно, то хотя бы продадут по этой остаточной цене. В принципе мы могли это сделать. Ведь Росимуществу тогда было все равно по большому счету, кому будут принадлежать слоны.

    - И что же было решено?

    - Сначала прислали комиссию, почему-то из Волгограда, которая оценивала их коммерческую стоимость. По закону цена объявляется через 90 дней держателю, нам она не сообщалась. Когда мы сами позвонили, чтоб узнать, нам отвечали: "Не морочьте голову своими слонами" и клали трубку. Тогда мы цену так и не узнали. Потом прислали вторую комиссию. Опять три месяца прошло, шесть, и только после передачи "Момент истины" с Карауловым нам пришел ответ, который датирован маем. Почему они не объявляли раньше, почему в мае не выставляли на тендер, непонятно, и никто перед нами отчитываться, конечно, не собирается.

    - Слоны выставлены на аукционе как отдельные лоты. Но разве можно их разлучать после того, как они 30 лет были вместе?

    - А их просто не смогут развести. Я вам приведу пример. У меня есть номер, в котором слоны сначала работают на манеже вместе, а потом один из них уходит. Вторая слониха продолжает еще свой сольный кусочек показывать - "Слон-математик" и "Футбол". Все это вместе занимает 3,5 минуты. Все это время слониха за кулисами ждет, и, не дай бог, если выступление затянется хотя бы на полминуты. Она уже начинается рвать цепь и орать в голос. И у них получается перекличка: та из-за кулис трубит, другая ей с манежа отвечает. А уж чтобы увести одну слониху от другой, так это вообще невозможно. Они будут вырываться, орать, стену ломать, их не скрутишь, вес - 4 тонны.

    Ну давайте представим такую картину, что какой-то олигарх купит слонов. Ему скажут: забирайте. Но они ни с кем никуда не пойдут. Ситуация безвыходная, я их не поведу. Меня не могут заставить это делать. И все это прекрасно понимают. Для чего это тогда все делается, для чего нужна эта нервотрепка и зачем выставлять себя посмешищем, продавая слонов с аукционов. Зачем это нужно было делать - вот из вредности, из принципа. Я понимаю, если бы это были два слоненка, было бы за что бороться.

    Есть еще один вариант: вместе со слонами выставить меня. Но я, знаете ли, не планировал в ближайшее время на аукцион выставляться.

    - А что вы будете дальше предпринимать?

    - Телефоны у нас разрываются, люди хотят помочь. Пенсионеры звонят из какой-то общественной организации. Давайте, говорят, соберем по 100 рублей на слонов, пенсии невелики, но ради такого дела можем 100 рублей отдать. Но ведь стыдно брать у народа за это деньги. Я все-таки склонен верить, что здравый смысл восторжествует, и нам вернут наших слонов за ту стоимость, которую театр сможет заплатить. Я знаю, что даже депутатский запрос пошел в Росимущество. Пытаются выяснить, с какого потолка они взяли эту цену.

    Сюзи - хитрованка

    - Кто более талантливый из слоних?

    - Сюзи более талантливая, она быстро схватывает. А Реми - немножко нервный слон. Сюзи - хитрованка, если нужно шороху навести, она начинает трубить. Паника переходит на вторую слониху, и та начинает волноваться, дергаться. Сюзи тут же успокаивается, а Реми не может остановиться. В результате ее ругают за то, что она плохо отработала, а Сюзи как ни в чем ни бывало получает свое лакомство за хорошо отработанный номер.

    А однажды Сюзи нас всех водой облила перед самым выходом на манеж, это был ее дебют как раз. Раньше цирки были с опилочным покрытием - сейчас в основном резина - их поливали из лейки, чтобы пыли не было. А Сюзи, большая водохлебка, хобот засунула в лейку, воду набрала, а обратно его вытащить не может. И начала мотать головой из стороны в сторону, мы все в костюмах стоим, а она нас обливает. Потом догадалась выпустить воду из хобота, и лейка упала.

    - Вы уже столько лет вместе с животными. Есть ли у них чувство юмора?

    - Есть у всех животных, но в разной степени. Допустим, шимпанзе, когда проказничает, может в тебя кинуть чем-то.

    - Ботинком?

    - Ну не ботинком (смеется), а мячиком. А если шимпанзе пощекотать, то она вообще в голос будет смеяться, до захлебывания. Это игра, а игра - это проявление веселости, юмора. Или обезьяна может подойти, хлопнуть тебя по плечу и убежать. Слон если хлопнет, будет, конечно, уже не очень весело.

    - А как вы придумываете смешные трюки?

    - Такие трюки мы называем "корючкой". Часто сами животные нам их подсказывают. Например, у нас был номер, где слониха брала клоуна за ухо и вела его с манежа. Клоун спрашивал: "Кто это меня за ухо тащил?" Я говорю: "Слон". Клоун переспрашивал: "Слон?!" и падал в обморок. Тогда выходила слониха с ведром воды и поливала его. Этот номер мы придумали случайно. У нас была маленькая слониха Лили, которая любила трогать хоботом ухо, и мы это взяли на заметку.

    - А природные повадки животных вы тоже используете в трюках?

    - Да, у нас есть номер "Енот-прачка", его еще мой папа придумал. Он прочитал у Брэма, что енот-полоскун, прежде чем съесть пищу, полощет ее в воде. Это и подсказало ему идею для нового номера. Он сначала заворачивал мясо в платочек, енот полоскал его, разворачивал и съедал. В другой раз папа дал ему платочек без мяса, енот пополоскал его, развернул, а там нет ничего. Мясо он получил уже из рук как награду.

    Почему слону не дают имя Вася

    - Нравится ли животным на сцене, они любят аплодисменты?

    - У животных очень много сходного с цирковыми людьми. Они любят выступать, но когда бывает по три спектакля в день, тут уже усталость накапливается, и они бы с удовольствием денек-другой отдохнули. И, конечно, они любят аплодисменты, потому что аплодисменты ассоциируются у них с угощением.

    - Правда ли, что слонов по интеллекту можно сравнить с дельфинами?

    - Я вообще не стал бы сравнивать их ни с кем. Мне попадались такие умные слоны и такие бестолковые собаки, хотя кажется, что собаки должны быть намного умнее. Все как у людей: есть талантливые, а есть бесталанные. Все зависит от характера, от того, что заложено матушкой-природой.

    - По рассказам одной дрессировщицы, ее слоны такие умные, что даже понимают человеческую речь.

    - В цирке все зависит от интонации. Например, когда я конкретно требую от слонов выполнить какую-то команду, я говорю громко и четко. А когда начинаю ласково говорить и хвалить, они это тоже понимают, начинают ушами хлопать. Кстати говоря, все команды на манеже даются на ломаном языке: говорят не "Цурюк", а "Цурик". "Монд" - наверх встать, "Альт" - стоп. И все это для того, чтобы в обычной речи такие слова не встречались, чтобы слон не выполнил эту команду вне манежа. И по той же причине я называю всех своих животных иностранными именами. Если я назову слона Васей, а поблизости окажется кто-нибудь по имени Вася, может возникнуть недопонимание.

    - Работают ли цирки с африканскими слонами?

    - За рубежом в основном работают именно с африканскими слонами, потому что там не такая проблема их приобрести.

    - Но они же намного агрессивнее индийских.

    - Существует мнение, что с африканскими слонами можно работать, пока им не исполняется 17-18 лет, позже они начинают проявлять агрессивность. Вообще, если понаблюдать за африканскими животными, то у большинства из них почему-то характеры нервные, возбудимые, одним словом, они холерики. А вот индийский слон, даже если у него темперамент изначально резкий, с возрастом одомашнивается. Я думаю, что это заложено у них в генах. Издревле слоны в Индии были рядом с людьми, считались домашними животными. А в Африке слонов не приручали, они не строили дороги и не работали на лесоповале, как в Индии.

    - Чем порадуете зрителей на Новый год?

     - К Новому году мы придумали новое представление, оно называется "Волшебная книга". Спектакль у нас, на мой взгляд, получился, всем очень нравится. Билеты уже все распроданы. Каждый год мы пишем сценарии и делаем новые постановки. В этом году мы начали новогодние представления 13 декабря и закончим их в конце января, позже всех в Москве. 

    Поделиться