В искусстве уходящий год был совершенно ужасный. В уютную песочницу художественной жизни ворвались силы ужасные. Внешне они, конечно, выглядели как лощеные олигархи и длинноногие блондинки, но сеяли страшные разрушения, разбрасывая деньги направо и налево. На Сотби и Кристи все наше раскупалось, как горячие пирожки. В Москву толпами привозили полноценных западных звезд. Как грибы открывались новые галереи и проекты с какими-то неумеренными бюджетами и туманными планами. Галереисты начали жаловаться на то, что художники совсем зарвались и выставляют совсем немыслимые цены на свои произведения.
Однако главное следствие этого демонического нашествия заключалось в том, что все начали говорить только о деньгах. Об искусстве - ни полслова. Эта ситуация привела и к печальным последствиям для художественных критиков, от которых никакого "мнения" в такой ситуации уж не требовалось. Деньги решают все, а рынок все спишет. И как можно вообще критиковать инициативы с миллионными бюджетами? Но критики всегда были пятым колесом в художественной телеге. Кто ж их пожалеет.
Но закончился год надеждами на лучшее будущее. Денег не будет. Может быть, это обстоятельство приведет к тому, что останется больше места для искусства.
Итак, начнем по порядку. С того, что два главных скандала года отчетливо пахли деньгами.
Год начался с блестящего увольнения куратора Андрея Ерофеева из из отдела новейших течений Третьяковки. На первый взгляд, это стало результатом высокого конфликта между чистыми альтруистами. Музейные люди настаивали на том, что нужно вести правильный учет. А Андрей Ерофеев старался собрать хорошую и представительную коллекцию современного искусства. Но финансово-экономический аспект и здесь был густо перемешался с этикой и эстетикой. Денег на закупку Ерофееву не давали, поэтому он всеми правдами и неправдами требовал у художников лучшие вещи для того, чтобы показать в музее. Но, когда Ерофеева стали увольнять, никто из художественной среды за него не заступился. Все - и галеристы, и художники только и мечтали о том, чтобы быстро растащить коллекцию. И быстренько выкинуть сокровища на рынок. И теперь, когда так называемую экспозицию новейших течений в Третьяковке на Крымском валу почти уже растащили, посмотреть отечественное послевоенное искусство уже и негде. С другой стороны - а кому оно нужно? Для полноты картины хватит и аукционных отчетов.
А закончился восьмой год грандиозным скандалом вокруг вручения "Премии Кандинского" Алексею Беляеву-Гинтовту. Одна часть общественности возмутилась, что премию дали фашисту, сталинисту и империалисту. Другая защищала решение жюри, говоря о том, что художник так себе, пошутил и имеет право на самые экзотические взгляды и свободу самовыражения. Но и там сильно пахло деньгами: сама по себе премия - 50 тысяч евро от Дойче-банка, плюс невесть какие суммы на пиар и церемонии. К тому же Беляев не какой-то там маргинал, выступает в команде богаческой галереи "Триумф". Все прекрасно, есть даже и серьезный плюс: полемика между двумя специализированными изданиями - журналом "Арт-хроника" и порталом Openspace стала большим медийным событием.
Но, что самое ужасное, и главное событие года - "Ретроспектива" Кабаковых тоже пострадало от множества невидимых бумажек с портретами президентов США. Не подумайте ничего плохого: Илья и Эмилия Кабаковы - люди очень ответственные, трехмиллионный бюджет освоили честно. Но осадчек все же остался: за разговорами о больших деньгах как-то затерся смысл пастырского послания великого русского художника, вернувшегося на Родину после долгого отсутствия. А смысл оного состоял в том, что порядочная гадость вся эта ваша заливная рыба, то есть русское искусство ХХ века. Не исключая и самого дорогого Илью Иосифовича.
Итак, радует, что ничего подобного в ближайшее время не предвидится. Миллионов в одну единственную выставку никто вкладывать не будет. Говорить будет не о чем. Премии опять станут чисто символическими. Тоже говорить будет не о чем. Будем тихо медитировать по своим углам. Будем говорить об искусстве и надеяться на то, что галереи старшего призыва останутся в строю - они переживали и не такое. Кстати, галерее XL недавно исполнилось 15 лет. Так что надежда на лучшее будущее есть. Все само собой как-то утрясется.