Актриса Лариса Малеванная отмечает юбилей

Долгие годы имя актрисы было связано со знаменитым БДТ имени Г. А. Товстоногова. А недавно она, неожиданно для многих, покинула его.

Только что Лариса Малеванная выпустила книгу "Горошинка в шкатулке", которую так и начала: "Сегодня, 26 сентября 2007 года, я подала заявление об уходе из театра, в котором проработала 31 год и с которым у меня связано много всякого, в том числе и очень хорошего. Видимо, что-то исчерпалось. И хоть ушла я, ни с кем не поссорившись, почему-то с облегчением вздохнула и очень развеселилась: "Ура-ура, да здравствует свобода!"

Российская газета: Лариса Ивановна, я прочла вашу книгу, но вы там не рассказали, почему ушли из театра, куда?

Лариса Малеванная: Почему ушла? Если кратко, да, что-то исчерпалось. То ли я, то ли БДТ исчерпался и стал мне не интересен. Мне давно нужно было уйти оттуда. Когда мы расставались, главный режиссер Темур Чхеидзе убеждал, что не нужно уходить, что у меня есть перспективы. Но перспектив в этом театре у меня нет уже давно. За 16 лет режиссер не занял меня ни в одном своем спектакле. Претензий тут быть не может. Это как в браке. Видимо, мы в чем-то не совпали, хотя взаимно симпатичны друг другу.

Я вздохнула с облегчением, когда совершила этот поступок. Я почувствовала, что это надо сделать и перестала жить разумом, логикой, стала доверять своей интуиции. И поняла, что это правильно. Недавно мне сказали с удивлением: "Надо же, вы ушли из театра и не поливаете его помоями. А те, кто там работает, страшно ругают..." А зачем "поливать"? Там осталось много людей, к которым я отношусь с большой нежностью, там я многому научилась. Я училась у всех. То, что делали актеры БДТ на сцене, - это высший пилотаж.

Чем занимаюсь? Болтаться без дела, как мечтала, не получается. Начала наконец писать. Вышла книга. В Москве утвержден мой сценарий "Василий и Норочка". Только выпустила книжку в Петербурге, как мне позвонили из Москвы и заказали другую. В общем, все время нескучно. Вдруг позвонил режиссер Андрей Максимов, который тоже недавно ушел из БДТ. Сказал, что директор Красноярского ТЮЗа, где я начинала, делала свои первые шаги, предложил ему поставить спектакль со мной в главной роли. В любой, какой захочу! Я выбрала "Странную миссис Сэвидж". Начнем репетировать в Петербурге и уже с готовой ролью приедем в Красноярск.

РГ: В кино снимаетесь?

Малеванная: Сейчас предлагают довольно много, и там есть что сыграть. Вообще-то для актрис моего возраста не так много ролей. Совсем неожиданной для меня была недавняя работа на "Ленфильме" с очаровательными молодыми режиссером и сценаристкой Яной Поляруш и Ингой Киркиж. Фильм называется "Видримасгор". Все ломают голову, что за абракадабра? А это "Вид Рима с гор". Осталось приятное ощущение от того, что происходило на картине. Все было свежим, необычным.

В прошлом году в Киеве была премьера фильма "Городской пейзаж" Елены Голосий (тоже дебютантка), где я сыграла бабушку. Я посмотрела и осталась довольна. Такой светлый, чистый ручеек, никаких погонь, убийств, мордобоев, ни рэкетиров или киллеров.

Только что снялась в фильме "Родительский день". От сценария я не была в восторге. Опять, думаю, погони, надоело! Но оказалось, что параллельно там идет и другая тема - трогательная, это старики, любящие и оберегающие друг друга всю жизнь. А когда мне сказали, что главную роль будет играть Джигарханян, я ринулась в это "предприятие" и, в общем-то, не жалею. Одно удовольствие работать с такими артистами. Своим внутренним богатством они могут восполнить недостающую содержательность или художественную выразительность материала. И режиссер Андрей Щербинин оказался тонким, толковым, приятным в общении.

РГ: Наверное, не впервые встретились на съемочной площадке с Джигарханяном?

Малеванная: В молодости мы пробовались на картину, по-моему, Микаэляна. Армена утвердили, меня нет. Потом опять пробовались к Микаэляну, на фильм "Гроссмейстер". Меня утвердили, Армена нет (смеется). Позже сыграли в каком-то телеспектакле на Ленинградском телевидении. Это было очень давно. А сейчас встретились, как будто всю жизнь вместе работали. Бывают антипатии, а бывают приязнь и доверие, без которых работать невозможно.

РГ: В новой книге напишете и о кинорежиссерах, с которыми работали? Хейфиц, Алов и Наумов, Никулин, Масленников, Микаэлян...

Малеванная: Столько интересных людей встретилось на моем пути! И Юрий Павлович Егоров, снявший "Добровольцев", "Простую историю" с Мордюковой, Ульяновым, Шукшиным. "За облаками - небо" не первый мой фильм, но именно Егоров учил меня сниматься в кино: "Лариса, вы замечательно репетируете и плохо снимаетесь!" Будучи человеком очень ответственным, я страшно зажималась перед камерой. Есть такая шутка: "Мотор, камера, зажим!" Это про меня.

А с Петром Тодоровским вообще забываешь о том, как трудно сниматься в кино. Он так любит артистов, дело, которым занимается, это щедрое сердце, глубокий, богатый, своеобразный внутренний мир, работать с таким человеком - счастье. Помню первый день проб на картине "Интердевочка". Лена Яковлева пришла после репетиции в "Современнике". Такая утомленная, бледненькая, протянула мне худенькую ручонку, и у меня сразу что-то шевельнулось внутри. Если бы у меня была дочка, подумала, я бы хотела, чтобы она была такой, как Лена. Петр Ефимович дал нам сыграть кусочек. А потом сказал: "А знаете что, девчонки, я больше никого не буду пробовать. Вот вы и будете сниматься". Когда на тебя смотрят с надеждой, невозможно не оправдать ее.

РГ: В кино более счастливо складывалась ваша биография, чем в театре?

Малеванная: Не сказала бы. Я не оцениваю свою жизнь со стороны, мне это совсем не интересно, а оцениваю изнутри. Знаю, что если накопила какие-то впечатления от жизни, мысли по поводу происходящего вокруг, где-то перемучилась, перестрадала - это же все оседает внутри и ищет выхода. Где? В материале, в ролях. Если этого не находишь, то происходит взрыв: либо долговременный визит в нервную клинику, либо самоубийство, либо алкоголь. Почему об актерах говорят, что они пьяницы... И я сидела без ролей - в театре, в кино, и было отчаяние и полный мрак, но я пристрастилась к чтению стихов. Раньше, когда начиналась депрессия, я ложилась на диванчик и страдала, а в последние пятнадцать лет - томик стихов и на Елагин остров. Он стал моим прибежищем. Там за считаные минуты улетучиваются депрессивное состояние, неудовлетворенность собой или кем-то.

РГ: Недавно режиссер Александр Сокуров вручал вам Царскосельскую художественную премию. Мне хочется привести его слова для читателей "РГ": "Для меня огромная честь прикоснуться к руке выдающейся женщины - актрисы, режиссера, учителя, прозаика. По-моему, это уникальный человек, который удивительно совпадает с нашим городом, защищает его в движении за сохранение неповторимой архитектуры. В Петербурге таких людей единицы..."

Малеванная: Я была смущена и сбита с толку, когда услышала такие высокие слова в свой адрес от этого выдающегося человека. Вообще я не избалована премиями. С год назад сидели в зале рядом с актрисой Татьяной Пилецкой, у нас давние теплые и доверительные отношения, она и говорит: "На меня вдруг посыпались награды, премии - одна за другой, прямо "дождь"!" - "Танечка, - говорю со смехом, - а на меня ничего не сыплется, дайте хоть что-нибудь поносить!" И после этого началось... Впервые выйдя на сцену за наградой, я сказала, что совершенно не волнуюсь, поскольку у меня не наработана эта практика, я не знаю, как это делается...

Кстати

Сегодня у замечательной петербургской актрисы, народной артистки России Ларисы Малеванной юбилей. "Российская газета" присоединяется к поздравлениям.