С 1 января 2011 года Совет Федерации будет формироваться по новой схеме. В среду соответствующий закон был одобрен сенаторами.
Законопроект о новом порядке формирования Совфеда был внесен в Госдуму президентом, и 28 января принят нижней палатой. Напомним, что в соответствии с данным документом сенатором может стать лишь депутат регионального Заксобрания или представительного органа муниципального образования. Закон также отменяет ныне действующий десятилетний ценз оседлости для кандидатов в сенаторы.
Между тем в ходе обсуждения закона выяснилось, что членов верхней палаты далеко не все в нем устраивает. Так, Людмила Нарусова считает, что во время рассмотрения в Госдуме документ претерпел "довольно существенные метаморфозы". По ее мнению, есть серьезные опасения, что после принятия закона "с трудом завоеванная в нашей стране многопартийность может быть подвергнута сомнению". Нарусову также не устраивает норма закона об отзыве любого члена верхней палаты местными органами власти. "Ведь даже если сенатор борется с коррупцией или входит в клинч с местными властями, он может быть запросто отозван, - пояснила Нарусова, - это может стать одной из главных ловушек данного закона".
По мнению сенатора Валерия Кадохова, закон не обеспечивает равного представительства двух ветвей власти, законодательной и исполнительной. "Ведь один кандидат избирается на альтернативной основе, а второй фактически назначается губернатором", - отметил Кадохов. Сенатор убежден, что нужно сделать так, чтобы оба кандидата проходили через выборную кампанию. "Нет никакой политической целесообразности в применении такого неравноправного принципа", - отметил он.
Но в результате закон был одобрен 128 голосами "за" при двух воздержавшихся. Однако, хотя ни один сенатор не проголосовал против, в верхней палате весьма неоднозначно относятся к этому документу. По данным "РГ", этот вопрос активно обсуждался на заседаниях комитетов и комиссий Совфеда, и в ходе этих обсуждений находилось немало противников принятия закона.
В то же время глава верхней палаты Сергей Миронов убежден, что "костяк" его ведомства останется неизменным и основная часть сенаторов сохранит свои посты после 1 января 2011 года. Миронов также отметил, что еще остается достаточно времени для внесения поправок и уточнений в закон о верхней палате, если в них возникнет потребность.
"Правительственный час" вчерашнего заседания был посвящен проблемам судостроительной промышленности. Министр промышленности и торговли Виктор Христенко рассказал сенаторам о Стратегии развития этой отрасли на период до 2020 года. По его словам, ситуация в этой сфере сейчас непростая, так как Россия пока значительно отстает от других судостроительных держав по многим показателям. Но есть и немало положительных тенденций. Так, объем продаж продукции судостроительной промышленности в 2009 году должен вырасти до 180 миллиардов рублей, что почти на 20 процентов больше, чем в прошлом году. Пока в общей структуре продаж доминирует военная продукция, однако доля гражданских судов отечественного производства в последнее время значительно возросла и составляет около трети от общего объема производства.
Сенаторов заинтересовало отношение министра к созданию госкорпораций и их непростые отношения с министерствами и ведомствами. "Я не думаю, что конфликты между госкорпорациями и министерствами носят системный характер и несут угрозу функционированию государственной власти, - сказал Христенко. - Никакая госкорпорация не подменит собой отраслевые органы госвласти". По мнению главы минпромторга, работа госкорпораций позволяет концентрировать ресурсы и "уйти от раздробленности" как в части научно-исследовательских работ, так и в области поддержки проектов по капитальному строительству. Министр также сообщил, что к апрелю текущего года завершится формирование Объединенной судостроительной корпорации. "В нее войдут ЦКБ "Рубин", "Малахит", "Алмаз" и три центра судостроения, расположенных на западе, севере страны и на Дальнем Востоке", - добавил глава минпромторга.
Естественно, речь зашла о финансовом кризисе и о его влиянии на судостроительную отрасль. По мнению Христенко, это отнюдь не причина для пересмотра долгосрочной стратегии. "Не думаю, что кризис послужит причиной того, что мы должны мгновенно пересмотреть основные стратегические программы и цели", - заявил министр, отметив при этом, что по срокам выполнения стратегии могут все же возникнуть "незначительные практические смещения".