Село Вельяминово Карачевского района - в пятидесяти километрах от Брянска. Первыми, кого встретил я здесь по приезде, - молодые мамы с колясками.
Женщины села Вельяминова рожают на удивление часто - не за пособие и даже не за идею, а по потребности материнского инстинкта. И это, пожалуй, единственная светлая сторона их мрачной деревенской жизни. Покачивая детские коляски, мамы жалуются, что некуда им с детьми податься: музыкальную школу закрыли, клуб не отапливается. В стихийный центр молодежного досуга превращена автостоянка, точнее - усыпанный окурками и пивными бутылками пятачок посередине села.
Бывший сотрудник органов внутренних дел пенсионер Владимир Маслов вспоминает, как в Карачевском районе четыре года назад начали жить по закону о местном самоуправлении. Тогда торопились предстать перед столицей передовым отрядом.
- Сам 131-й закон неплох, земства нужно было создавать, но брянские чиновники и тут начудачили. В Карачеве келейно производили деление на муниципальные образования. В результате исчезла Первомайская администрация с центром в пригородной Масловке. А у нее были все службы, в том числе коммунальная, был хороший бюджет. Но деревни присоединили к городу Карачеву, не спросив мнения людей. Всех просто поставили перед фактом, хотя закон требовал проводить публичные слушания. Мы стали горожанами и потеряли право на участие в федеральных программах, разработанных для села. В Масловке было три детсада, школы, ремонтные мастерские. Сейчас село без клуба, он продается. Дороги не чистят, освещения нет.
Бывший председатель Карачевского районного совета, а ныне просто депутат Людмила Шевлякова видела натужную работу чиновничьей машины изнутри.
- Закон о самоуправлении, казалось бы, позволял жителям каждого населенного пункта позаботиться о себе. Но до реформы в районе было тринадцать сельских администраций, а осталось восемь. Собственность района
следовало равномерно распределить по сельским администрациям, а город взял себе территорию, которая неуправляема. Водоканал перешел туда же, и все поселения остались без этой службы. Села Ружное и Куприно отнесли к Ревенской администрации, а до нее 17 километров.
Как итог - крупное пригородное село Рясники осталось без школы. Родители просили в опустевшем здании открыть детский сад, но предприниматель Ашот планирует основать здесь столярное производство. В Рясниках нет центрального водопровода, и местные жители уже не верят, что он когда-нибудь будет. Структур, которые занимались бы в селах водопроводами, кладбищами, дорогами, за четыре года самоуправления так и не появилось.
- Мы все разрушили, не создав ничего нового, - сокрушается Людмила Шевлякова. - Есть программы, предусматривающие устройство сельских дорог, нужно подготовить документы, но чиновники лишь плечами пожимают. В Трыковке, Масловке, Мальтине органов власти нет, там лишь служащие, которые просто выписывают справки. Большой экономии на упразднении сельских администраций не получили, зато неудобств много. А главное - бесконтрольность и неуправляемость. Продали оздоровительный лагерь "Чайка", закрываются детские сады. Гостиница в Карачеве пошла с молотка. Продали единственный в городе кинотеатр, его приобрел депутат областной Думы, и теперь здесь магазин. Я съездила в Нарышкино, чтобы посмотреть, как орловские власти поступают с бывшими клубами и кинотеатрами. Там создали молодежный центр, где занимаются даже трудоустройством.
Но дело не только в том, что упразднены администрации. В том же Вельяминове она есть, но беспомощна. И не только финансово. Реального разделения власти не произошло, самостоятельность остается каким-то неведомым для чиновников понятием.
Глава района Вячеслав Кондрашов описывает все так:
- Реформа самоуправления не совсем себя оправдала. Население нашего городского округа - виртуальное. Теоретически 27 тысяч человек забрали в город, а затраты несет район. Хотели как лучше, а получилось... Но просто так мы ничего не закрываем. Наоборот, открыли новые детсады в Карачеве. В Вельяминове будем возрождать производство. Беда в том, что главы сельских поселений работают по-советски, у них психология не изменилась. По закону о самоуправлении ответственность должны нести они, но все бремя легло на район, а у нас и без того 27 миллионов кредиторской задолженности. Главы сельских поселений лишь зарплату получают. К тому же при нарезке муниципалитетов одно поселение оказалось профицитным, а в другом даже не хватает на зарплату бюджетникам. Когда финансирование шло через район, мы могли выравнивать его.
Положительные примеры приводит Александр Касацкий, вице-губернатор Брянской области:
- Мы постоянно вносили коррективы в работу муниципальных образований, но некоторые главы районов, когда 131-й закон стал исполняться на территории области, поняли свои полномочия как возможность переложить все на плечи глав поселений. Вот это неприемлемо.
Мрачноватому карачевскому примеру в областной администрации противопоставляют другие районы, где, уверяют, картина веселее.