Список технических регламентов, прошедших первое чтение в Госдуме, пополнился сразу двумя документами - на пищевую продукцию из водных биоресурсов и о маркировке.
Первый распространяет свое действие как на живую рыбу и водных беспозвоночных, так и на свежие и переработанные водные биоресурсы, а также регламентирует их производство, хранение, перевозку, реализацию и утилизацию.
Скажем сразу: регламент о водных биоресурсах - настоящий подарок для потребителя. Он обязывает производителя и продавца оснастить свой товар маркировкой, которая даст ответы на все основные вопросы покупателя. Так, в обязательном порядке теперь необходимо указывать ингредиентный состав и массу нетто товара, причем для замороженных продуктов без учета глазури или специального защитного покрытия. Таким образом, платить за лед покупателю больше не придется. Упаковки и банки будут оснащены подробным описанием товара, что позволит любому покупателю отличить еще на прилавке икру более дорогой и вкусной кеты от демократичного кижуча. Все добавки и химикаты теперь также обязаны значиться на упаковке. Запрещено продавать под видом живой рыбы снулую и уж тем более украшать упаковку видом животных, которых в ней нет.
Добросовестным производителям законопроект также обещает немалое облегчение за счет упорядочения требований к производственным процессам и формам оценки соответствия. Их предусмотрено три: обязательное подтверждение соответствия продукции (в форме принятия декларации о соответствии и обязательной сертификации), государственный контроль (надзор) в отношении продукции и производственных процессов, а также государственная регистрация производственных объектов. Правда, не обошлось без накладок: из текста законопроекта неясно, на какую конкретно продукцию требуется получение сертификата, а для какой достаточно и декларации. Хорошо, если выбор относительно того, принимать ли декларацию о соответствии, пусть и с привлечением третьей стороны, либо получать сертификат останется за производителем. Но ведь может быть и по-другому. Куда чаще решающее слово принадлежит контрольному органу, а он может навязать предпринимателю свою волю - в виде обязательной сертификации.
Есть, отмечают эксперты, и другие вопросы к законопроекту - терминологические расхождения с законом о рыболовстве и несогласованность отдельных норм с законом о техническом регулировании. Кроме того, отдельные требования к маркировке необходимо синхронизировать с положениями еще одного одобренного в первом чтении технического регламента - "О маркировке упакованных пищевых продуктов для потребителей".
Этот документ более компакт ный и практически не вызывающий разногласий, что неудивительно - текст разрабатывался и выверялся более трех лет с широким привлечением представителей общественности, бизнес-ассоциаций и органов, осуществляющих надзор за обращением пищевой продукции на рынке. Он очертит круг требований, направленных на предупреждение действий, которые способны ввести потребителя в заблуждение, и исключает многократное дублирование в разных техрегламентах одних и тех же правил маркировки.
Регламент содержит закрытый (т.е. исчерпывающий) перечень необходимых сведений о маркировке, которые должны указываться при реализации любых упакованных пищевых продуктов. В частности, необходимость сообщать о наличии в продуктах питания ингредиентов, полученных из генно-инженерно-модифицированных организмов. Столь же значимо требование указывать о наличии в составе пищевого продукта веществ, которые могут вызывать аллергические реакции или противопоказаны при отдельных видах заболеваний. Кроме того, устанавливаются требования к информированию потребителя о наименовании и месте нахождения изготовителя и структуры, уполномоченной на прием жалоб.