В польской газете "Речь Посполита" были обнародованы сенсационные материалы, подтверждающие версию о том, что нацистам не удалось вывезти знаменитую Янтарную комнату из осажденного Кенигсберга.
Автор статьи, польский журналист Цезари Гмыз, согласился ответить на вопросы "РГ":
Российская газета: О каких материалах, посвященных судьбе Янтарной комнаты, стало известно впервые?
Цезари Гмыз: Прежде всего речь идет о стенограммах бесед 21 и 23 сентября 1964 года известного ученого из Ленинграда Дмитрия Ольдерогге с гауляйтером Восточной Пруссии Эрихом Кохом, содержавшимся в тот период в заключении в Польше. Кандидатура академика для столь деликатной миссии была выбрана КГБ не случайно: он был этническим нем цем, кроме того, в свое время учился в Берлине. Эти уникальные материалы долгое время были засекреченными, до этого они нигде не публиковались.
РГ: Каковы основные выводы из найденных вами документов?
Гмыз: Именно в беседе с академиком Ольдерогге Кох подтвердил, что вывезенная из Царского Села под Ленинградом фашистами Янтарная комната была спрятана в одном из бункеров в Кенигсберге. Там же якобы хранились и личные собрания предметов искусства гауляйтера. По словам военного преступника, массивные янтарные украшения вряд ли можно было переправить за линию фронта в нескольких чемоданах. А его люди внимательно контролировали все суда, выходившие из залива. На них были только женщины и дети.
Кох обращался к советским представителям с просьбой организовать ему тайную поездку в Кенигсберг. Просил также предоставить ему подробную карту города, утверждая при этом, что может показать точное место нахождения бункера с Янтарной комнатой. В одном из донесений польского чиновника говорится о том, что выезд Коха следует ускорить в связи с приближающейся зимой и трудностями проведения поисковых работ. Однако из документов трудно сделать однозначный вывод, состоялась ли эта поездка.
Гауляйтер Кох подтвердил официальную версию, согласно которой в январе 1942 года Янтарная комната была доставлена в Кенигсберг. Там она хранилась вплоть до наступления Красной армии. Затем след сокровищ теряется. Кстати, высокопоставленным заключенным в Барчево интересовались не только советские представители. В деле есть материалы о том, что с Кохом пытались связаться некие неизвестные лица. Кроме того, следствие установило, что один из охранников тайно вынес из камеры завещание нациста и его личные записи. Может, как раз в них и содержится разгадка, где искать Янтарную комнату.