26.02.2009 04:00
    Поделиться

    Хелависа собрала "Дикие травы"

    Главная группа российского фолк-рока вернулась на сцену

    Наверное, впервые такая музыка звучала в самом вместительном зале страны, больше привыкшем к тяжелому року или поп-хитам. Но, собственно, и сама группа "Мельница", основанная выпускницей филологического факультета МГУ им. Ломоносова Натальей О’Шей, больше известной как Хелависа, на нашей сцене явление вполне уникальное.

    Восемь месяцев эта популярная и модная группа не выступала. У солистки "Мельницы" Натальи-Хелависы родилась дочка Нина-Катрин. И мама-певица, которая умеет еще играть и на арфе (столь нетипичный инструмент имеется и у нее  дома) пока пела только колыбельные малышке. А попутно сочиняла и песни для нового альбома "Дикие травы", обмениваясь с коллегами по группе звуковыми треками и музыкальными идеями через Интернет. Теперь 15 новых песен, и, конечно же, главные хиты "Мельницы" прозвучали под сводами "Олимпийского". И самый большой концертный зал России на концерте фолк-рока оказался полон, невзирая на сомнения скептиков.

    В день премьеры с лидером "Мельницы" Натальей "Хелависой" О'Шей встретился обозреватель "РГ". 

    Российская газета : Легко ли вам было решиться на стадионный концерт, ведь исполнители фолк-рока никогда прежде не замахивались на столь большие и престижные площадки?

    Хелависа : Спеть новую программу "Дикие травы" именно в "Олимпийском" нас убедили промоутеры концертного агентства. Ведь все предыдущие диски мы представляли поочередно во все больших залах: в ДК им. Горбунова, потом во Дворце спорта "Лужники". То есть делали шаги постепенно. И вот теперь нас позвали в "Олимпийский". Сделали какие-то выкладки, просчитали возможности и уверили, что это - не афера, а реальная востребованность нашей группы. Конечно, мы взвешивали все "за" и "против", но наш прошлогодний тур по России прошел с аншлагами. Да и новый альбом получился очень интересным. Прежде почему-то считалось, что ярлык "фолк" - это обязательно концерт под акустическую гитару в маленьком клубе, распевы в духе ансабля "Золотое кольцо" или поющие девушки в сарафанах на официальных юбилеях. Но "Мельница" - абсолютно другая.

    В нашей музыке, наверное, на первом месте все-таки -  "рок", а "фолк" - уже на втором. И сегодня "Мельнице" необходимы большие залы, потому что зрители на наших концертах не могут усидеть на месте. Они любят водить хороводы, делать классические "ручейки", еще какие-то себе новые танцы придумывают. Причем, как  14-17-летние подростки, так и более взрослые зрители. Да и дети - тоже... Со сцены все это выглядит очень красиво (Так было и на концерте в "Олимпийском". - Прим. А. А.). Но особенно мне понравилось смотреть в зал, когда мы выступали в  Челябинске и Самаре....

    РГ : Это был первый концерт "Мельницы" после вашего декретного отпука, начавшегося 26 мая 2008 года. Легко ли было удержать музыкантов, чтобы они во время вынужденного простоя не разбежались в другие группы?

    Хелависа : Всем пришлось непросто - ребятам пришлось пойти куда-то временно поработать. Барабанщик Дмитрий Фролов, например, играл с блюзменом Николаем Арутюновым в рок-опере "Звезда и смерть Хоакина Мурьетты". Но большинству было очень тяжело: уходить в другие группы, пусть и за большие деньги, они не захотели, потому что болели душой за "Мельницу". Хорошо, что у нас сохранился премиальный фонд - в последние месяцы я как раз и раздавала эти деньги ребятам. Дабы никто не голодал. Хватило и на оплату студии - пока я сидела дома с дочкой, музыканты часами пропадали в студии, занимались сведением, аранжировали новые треки. Ну, а вечерами я укладывала Нину спать и включала Интернет - отслушивала дорожки, которые мне  за день прислали ребята. Так и работали.

    РГ : В первом диске "Мельницы" было много сумятицы, стихийного сумбура, в  том числе в текстах и аранжировках. Но с каждым альбомом  вы прибавляете и уже выросли в группу российско-европейского уровня. И все-таки, празднуя в этом году уже десятилетие - вы ожидали,  что путь наверх будет столь нелегким и тернистым?

    Хелависа : Соглашусь, что дебютный альбом и впрямь был не особенно удачным. Но мы движемся вперед. И я думаю,  что "Дикие травы" - это даже более "фирменный" диск, нежели предыдущие. Сейчас я слушаю новые песни и понимаю, что в них есть то, чего я и хотела достичь: прозрачность аранжировок, возможность выделить партию каждого инструмента. Нет уже прежней кашеобразности.  А есть движение и не чувствуется разнобоя. Да и профессионально по вокалу все получилось, как я задумывала. Поэтому "Дикими травами" вполне довольна.

    РГ : Легко ли находить музыкантов для столь искусной и многоплановой музыки "Мельницы"?

    Хелависа : Сложно. Ведь важно, чтобы они не были ограничены своей подготовкой и соглашались попробовать что-то новое. Но при этом использовали все предыдущие знания, эрудицию, опыт. Я уже вполне довольна тем, как все это происходит сегодня. Приношу новую песню, ребята слушают, а потом, например, басист Алексей Кожанов говорит: "А может, чуть-чуть добавим риффа, как у Jamiroquai?"  Да, у Jamiroquai музыка совсем другая. Но если ее "фишки" идеально подходят для одной из наших композиций, и если мы "перевариваем" ее по-своему, то я уже не вижу в этом никакого противостояния в духе Сальери и Моцарта.

    РГ : Создали бы вы "Мельницу", если бы не закончили филологический факультет МГУ?

    Хелависа : Образование, конечно, сильно сказалось. Я училась с большим удовольствием и интересом. Заканчивались обязательные пары, и я оставалась еще на одну-две. У нас была замечательная кафедра германской и кельтской филологии, где мы изучали и фольклор. А я с удовольствием узнавала раличные народные песни,  пела их - в том числе потешные. А когда поступила в аспирантуру, уже и сама стала преподавать.

    РГ : Почему же тогда вы предпочли для сцены имя злой волшебницы Хелависы? Злых-то у нас, кажется, и так перебор?! А вот добрых все как-то не хватает...

    Хелависа : Это прозвище приклеилось ко мне еще лет в 15, когда я училась в школе. Причем не за скверные дела, а исключительно благодаря внешнему сходству с этой ведьмой из книги Томаса Мэлори о короле Артуре (настоящая, "книжная Хелависа" всячески старалась соблазнить сэра Ланселота, но безуспешно. - Прим. А. А.). Ну а потом мне просто не захотелось оправдываться, да и к прозвищу я уже привыкла...

    Поделиться