Приморские заемщики боятся встреч и "ночных разговоров" с коллекторами

Неплатежи перешли в категорию так называемых "плохих долгов". Теперь их взыскание - дело судебных приставов и… коллекторов.

Специалисты этой модной нынче профессии появились на приморском финансовом рынке относительно недавно - около трех лет назад. И за это время успели зарекомендовать себя с разных сторон. Некоторые должники вспоминают встречи с ними чуть ли не с благодарностью - помогли выйти из трудной ситуации, рассчитаться с самыми неприятными долгами. Другие после общения с этими "милыми парнями" боятся выходить на улицу и снимать телефонную трубку.

Мирное решение вопроса

Елене Васильевне позвонили, когда она уже давно спала. Холодный мужской голос осведомился, собирается ли она возвращать свои долги.

- За квартиру? Но я ведь исправно плачу по счетам, и если вдруг что-то не поступило к вам вовремя, можно выяснить вопрос днем, - ничего не понимая, ответила она.

- По кредиту, - отрезал суровый голос в трубке. - С каждым днем сумма увеличивается. Как бы потом не пришлось квартиру продавать.

Елена Васильевна схватилась за сердце. Остаток ночи она не спала, пила успокоительные и пыталась вспомнить, как это она умудрилась взять кредит так, что даже не помнит об этом. Открыла папку с документами и вскоре нашла то, что искала: договор с банком, составленный на имя ее сына, график погашения задолженности и квитанции, подтверждающие несколько платежей. Сообщить сыну о неприятностях она не могла - уже почти два месяца он был в море.

Утром женщина отправилась в банк. Банкиры оказались куда человечнее "ночного голоса": не угрожали, а предложили мирное финансовое решение вопроса.

- Рассказы о коллекторах, которые звонят по ночам и запугивают, - это отголоски 90-х годов, - говорит Роман Яковлев, директор по развитию одного из коллекторских агентств. - Уважающие себя заказчики не связываются с агентствами, работающими подобными методами. А уважающие себя коллекторы не станут делать ничего подобного, потому что дорожат своей репутацией.

Платить нельзя увиливать

Профессиональные коллекторы делят своих подопечных на две группы: должников добросовестных и недобросовестных. Первые и рады бы отдать деньги, да по каким-то причинам не могут. Вторые не возвращают деньги сознательно. Среди последних встречаются такие, которые решают не платить, как им кажется, все предусмотрев: "Квартира записана на жену, машина на тещу, банку взять с меня нечего…" И заблуждаются.

- В таких случаях можно, например, принудительно разделить имущество, выделив из него долю заемщика, - поясняет Роман Яковлев. - Но практика показывает, что самое оптимальное - досудебное решение вопроса. Договориться можно всегда, было бы желание.

Сказанное касается как непосредственно заемщиков, так и поручителей по кредитам. Эту категорию должников коллекторы называют "отдельной песней". Люди подписывают документы, желая помочь друзьям, знакомым, сослуживцам по работе, совершенно не задумываясь, что подпись под документом накладывает на них определенные обязательства.

- В любом случае надо попробовать договориться с банком, - советует Роман Яковлев. - Мы можем в этом помочь. Чаще всего банковские сотрудники идут навстречу - дают отсрочку, реструктурируют долг. Некоторым заемщикам достаточно объяснить их перспективу существования с долгом. Например, что после суда долг увеличится: придется оплатить госпошлину, услуги представителя в суде, исполнительский сбор, который возьмут приставы. Объяснять же в суде, почему долг не возвращается - дело неблагодарное. При принятии решения суды руководствуются документами, а не эмоциями.

Правда, далеко не все коллекторы используют только уговоры и увещевания. Некоторые предпочитают давить на "слабые места" должника. Кто-то боится, что о долгах узнают на работе или в семье. Кого-то пугает подмоченная деловая репутация или испорченная семейная жизнь. Разрешено все, что не запрещено. Тем более, что закона о коллекторской деятельности в стране до сих пор нет. Председатель Лиги кредитных брокеров Александр Ивашкин считает, что юридическая определенность нужна хотя бы для того, чтобы взыскание просрочки происходило в цивилизованных рамках. Сейчас поведение некоторых коллекторов, по его мнению, нарушает права заемщика, а то и вовсе подходит под статью Уголовного кодекса "вымогательство". А этим должны заниматься компетентные органы.

Читайте договор

Защитить себя в подобной ситуации можно - на каждого коллектора найдется антиколлектор. Он поможет заемщику выпутаться из трудной ситуации с минимальными денежными и моральными потерями и неиспорченной кредитной историей. Методов, в том числе и не очень честных, масса - вплоть до вывода имущества из владения должника.

Кредиторы таких специалистов не жалуют, называя их чуть ли не мошенниками от юриспруденции, забывая при этом о своих методах работы. Достаточно вспомнить о том, что еще совсем недавно банки завлекали клиентов выгодными процентными ставками, умалчивая о разнообразных комиссиях и платах за дополнительные услуги. Как правило, "лишние деньги" прятались за непонятными обывателю банковскими терминами и мелким шрифтом, которой читать неудобно да и необязательно вроде бы.

Однако читать договор полностью и очень внимательно необходимо даже сейчас. В этом сходятся обе стороны: и коллекторы, и их оппоненты. Большинство неприятных "кредитных историй" происходит именно из-за невнимательности и юридической безграмотности заемщиков. Единодушны они в том, что должник может попытаться договориться с банком.

- Хороший коллектор - это тот же антиколлектор, - говорит Роман Яковлев.

- Антиколлектор - это грамотный юрист, - добавляет юрист Дмитрий, оказывающий антиколлекторские услуги. - Антиколлектор - это своеобразный брэнд, и он, как всякий брэнд, должен быть оплачен. Услуги таких специалистов стоят недешево, как правило, они оплачиваются не по прейскуранту, а определенным процентом от суммы долга. Чем сложнее ситуация, в которой оказался клиент, тем дороже из нее выпутаться. Вознаграждение может превысить половину имеющегося долга.

- Поэтому, - добавляет он, - в первую очередь ищите грамотного юриста.

Комментарий

Алексей Магерчук, начальник отдела, старший судебный пристав отдела судебных приставов по Первореченскому району Владивостока:

- В работе нам, конечно, приходилось сталкиваться с коллекторами, но таких случаев немного. Действуя по доверенности взыскателя, они фактически выполняли его функции: посещали отдел судебных приставов, знакомились с материалами исполнительного производства, интересовались ходом исполнения, выезжали вместе к должнику, то есть на правах взыскателя собирали всю необходимую информацию.

Конечно, имея заинтересованность в скорейшем взыскании долга, коллекторы зачастую готовы активно сотрудничать с приставами - самостоятельно собирать информацию о должнике и направлять ее приставам, предоставлять транспортные средства для выездов к неплательщику. Иными полномочиями, которые есть в арсенале судебных приставов, коллекторы не наделены. Они не могут получить информацию о банковских счетах должника, не вправе обратить взыскание на имущество неплательщика или ограничить его в передвижениях за границу, не могут привлечь к ответственности за неисполнение обязательств.

Замечу, что в последнее время в Приморском крае нередки ситуации, когда представители коллекторских агентств вводят граждан в заблуждение. Коллекторы, как и судебные приставы, используют различные способы оповещения (письма, звонки по телефону, смс-рассылки), осуществляют выезды по месту жительства должников. Кроме того, сотрудники некоторых из этих агентств имеют удостоверения личности, схожие со служебными удостоверениями судебных приставов-исполнителей, а в названии компании используется слово "пристав". Все эти факты, несомненно, приводят к тому, что граждане, сами того не осознавая, впускают в свои квартиры посторонних людей под видом судебных приставов.

А не так давно в городе Большой Камень неизвестный гражданин, представившись судебным приставом-исполнителем, вошел в квартиру женщины, имеющей задолженность по кредиту, и принялся осматривать имущество. Незнакомец объявил, что в счет погашения долга он вынужден наложить арест на имеющуюся в квартире бытовую технику, к чему и приступил незамедлительно: стал демонстративно отключать телевизор. Чтобы "спасти" свое имущество, хозяйка предложила внести сейчас же часть денег. Получивший две тысячи рублей лже-пристав покинул квартиру, сообщив должнице, что квитанцию об уплате денег она сможет получить в отделе судебных приставов. И только на следующий день, обратившись в отдел судебных приставов, женщина поняла, что отдала деньги проходимцу.