17.03.2009 03:00
    Поделиться

    Верхняя палата парламента ведет проверку законов на "взяткоемкость"

    За всю историю человечества еще никому не удалось ответить на вопрос, как победить коррупцию. Однако многие страны, претендующие на звание цивилизованных, научились держать коррупционное зло в рамках закона. Нам эту задачу еще предстоит решить.

    По данным исследования Международного центра Transparency International, в прошлом году в России был зафиксирован самый высокий уровень коррумпированности в государственном секторе за последние восемь лет. Такой вывод центр делает, основываясь на ежегодном исследовании индекса восприятия коррупции в 180 странах.

    В июле прошлого года президент Дмитрий Медведев на заседании представительного Совета законодателей поставил задачу: в 2009 год страна должна войти с эффективным антикоррупционным законодательством. Базовым документом этой стратегической задачи стал Национальный план противодействия коррупции. Он консолидирует в борьбе с опасным социальным явлением все институты государства и общества. Впервые задача противодействия коррупции ставится не только перед правоохранительными, но и перед всеми государственными структурами. Для каждой из ветвей власти определены четкие направления действий и ответственность за их осуществление. А уже в декабре был принят пакет антикоррупционных законов.

    Закон "О противодействии коррупции" впервые дал юридическое толкование понятию "коррупция", определил правовые и организационные основы борьбы с нею. В нем, по сути, сформулирована политика государства в сфере противодействия коррупции.

    Меняется отношение к проблеме и в обществе, где коррупция много лет воспринималась как обыденное явление. С помощью взяток или их заменителей в виде разного рода услуг люди привыкли решать многие проблемы. Коррупция проникла всюду, какую сферу ни возьми: образование, медицина, жилищно-коммунальное хозяйство. Берут все - сантехники и учителя, гаишники и врачи. Что называется, отдельная песня - взятки чиновников всех мастей. На мой взгляд, у населения наблюдается уже моральная усталость от коррумпированности, и это дает надежду на выздоровление общества.

    Об этом говорят и результаты опросов. По данным социологов, 65 процентов россиян одобряют решительное противодействие коррупции. Но общественное сознание противоречиво. Примерно 30 процентов наших сограждан определяют коррупцию как "механизм компенсации плохих законов".

    Сейчас в стране действует более двух тысяч федеральных законов. Они регламентируют практически все сферы деятельности государства, его институтов и общественных отношений. Причем ежегодно Федеральным Собранием принимается порядка 200 законов, хотя в последние два года эта цифра составила более 300 за год. Приходится признать, что много - не всегда хорошо. Неоправданная поспешность в подготовке и принятии законов приводит к тому, что в них обнаруживаются прорехи, через которые и проникает коррупция. Ведь ее источником может оказаться сам нормативно-правовой акт, который зачастую бывает неопределенным, избыточным и противоречивым.

    Антикоррупционный мониторинг законодательства - сложная процедура, требующая высокой квалификации специалистов.

    В настоящее время проведение такой экспертизы установлено в 30 субъектах Федерации. В 25 из них подготовлены, а в ряде случаев и приняты нормативные акты, утверждающие методику проведения антикоррупционной экспертизы проектов и нормативных правовых актов.

    В целом форма, порядок и методика экспертизы существенно различаются. Например, в прокуратуре разработаны свои методические рекомендации, как оценивать коррупциогенность правовых актов. Очевидно, что внести ясность может только федеральный закон, определяющий правовой статус и обязательный характер антикоррупционной экспертизы нормативных актов. Тогда в субъектах Федерации смогли бы внести в свое законодательство соответствующие коррективы.

    На встрече президента с членами совета палаты Совета Федерации, состоявшейся в феврале, одобрено предложение сенаторов о том, что процедуру принятия федеральных законов нужно усовершенствовать. Речь идет, в частности, о проекте специального закона, где будет определен порядок принятия таких документов и проведения их антикоррупционной экспертизы. Решается вопрос о создании комиссии Совета законодателей, а также экспертного совета при заместителе председателя Совета Федерации по вопросам мониторинга антикоррупционного законодательства и практики применения закона о противодействии коррупции.

    Министерству юстиции поручено разработать и внедрить систему мониторинга правоприменения в целях своевременной корректировки законодательства. Поскольку в Совете Федерации накоплен немалый опыт проведения такого вида анализа, ежегодно готовятся доклады о состоянии законодательства в стране, мы полагаем целесообразным объединить усилия. В том числе и с другими органами власти всех уровней для оптимизации процедуры его проведения.

    Немаловажное значение в работе Федерального Собрания имеет также парламентский контроль. И эта функция парламента значительно усилится ежегодным отчетом правительства о ходе реализации Национального плана в рамках "правительственного часа". Предусмотрены также отчеты отдельных министерств по мерам противодействия коррупции.

    В Совете Федерации с ежегодным докладом о состоянии законности и правопорядка в стране выступает Генеральный прокурор. В связи с принятием пакета антикоррупционных законов мы предложили выделить вопросы противодействия коррупции в специальный раздел доклада. Решено также внести необходимые изменения в регламент Совета Федерации и другие законодательные акты.

    Но коррупцию нельзя одолеть одним только совершенствованием законов. Более значима действенность этих законов. До тех пор, пока в обществе доминируют неумение и нежелание применять действующие законодательные нормы, на положительный результат рассчитывать трудно.

    Методы борьбы с коррупцией по большей части национальные, хотя общепризнан ее международный характер. В Совете Федерации изучают и обобщают опыт стран СНГ, иностранных государств и практику международного сотрудничества в деле противодействия коррупции. С этой целью готовятся международная конференция в рамках межпарламентской ассамблеи государств СНГ, лекции и семинары, посвященные конвенциям ООН и Совета Европы по борьбе с коррупцией. Внимательно изучается опыт государств, входящих в первую десятку международного рейтинга по противодействию коррупции.

    В условиях высокой коррумпированности неизбежно возникает противостояние между представляющими государство чиновниками и гражданами. Недостаточный контроль за деятельностью чиновников повышает уровень этого конфликта. В такой ситуации особенно важны открытость информации, независимость СМИ. Этот важный инструмент заложен Национальным планом противодействия коррупции. Приходят на ум и уже забытые народный контроль, и гласность - некогда весьма эффективные контролирующие инструменты гражданского общества. В рамках весенней сессии Советом Федерации запланированы парламентские слушания о развитии институтов общественного контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства, проведение "круглого стола" на тему взаимодействия институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами.

    Именно средства массовой информации могут способствовать преодолению правового нигилизма и воспитанию высокой правовой культуры. Иначе говоря, формированию антикоррупционного стандарта поведения в нашем обществе. А это, пожалуй, самая трудная задача в антикоррупционной работе.

    Поделиться