Ученые-генетики подтвердили принадлежность предполагаемых останков царской семье

Как известно, РПЦ не признает заключение ученых, что "екатеринбургские останки" принадлежат царской семье. Якобы выводы науки вызывают много вопросов, а потому требуются новые исследования и более весомые аргументы.

И вот только что престижный международный научный журнал опубликовал на эту тему статью, рекомендованную лауреатом Нобелевской премии, одним из отцов двойной спирали ДНК, Джеймсом Уотсоном. Корреспондент "РГ" беседует с руководителем исследований, профессором Института общей генетики РАН и Массачусетского университета США Евгением Рогаевым.

Российская газета: Вы давно занимаетесь изучением царских останков. Что исследовали на этот раз?

Евгений Рогаев: Прежде всего скелеты двух человек. Предположительно царевича Алексея и царевны Марии, найденные в захоронении под Екатеринбургом в июле 2007 года. Их отсутствие в первом захоронении царской семьи, обнаруженном в 1991 г., вызывало много вопросов. Исследование новых останков мы проводили по запросу Генеральной прокуратуры РФ. К сожалению, кости были сильно повреждены, в том числе и огнем, но все же нам удалось выделить генетический материал для анализов. Наш вывод однозначный: это скелеты Алексея и Марии.

РГ: Но прежние результаты исследований вызывали немало вопросов даже в среде ученых. Новые данные более убедительны?

Рогаев: Думаю, что да. Откуда такая уверенность? Как я уже отмечал, найденные кости сильно повреждены. Из такого материала обычно удается выделить фрагменты ДНК длиной максимум 200-400 знаков. И когда мы говорим, что вот по такому-то числу знаков найденные ДНК человека, который предположительно является Николаем II, совпадают с ДНК пятен крови Николая II, которые хранятся в Эрмитаже, оппоненты заявляют: эти фрагменты могут совпадать еще у многих людей. И они в принципе правы. Для полной уверенности надо иметь максимально длинный участок ДНК. Тогда вероятность ошибки идентификации многократно снижается.

Так вот на этот раз нам удалось определить не фрагменты, а полные последовательности митохондриальной ДНК длиной 16 569 знаков из скелета предполагаемых останков Николая II и 16 571 знак из предполагаемых останков царевича Алексея и царевны Марии и их матери царицы Александры. Но этого мало. Впервые был проведен анализ Y-хромосомы, передающейся по отцовской линии. Кроме того, были исследованы ДНК многих родственников императрицы Александры по женской линии и Николая II по мужской линии. Таким образом число маркеров для идентификации увеличилось, а значит, намного выше стала ее вероятность.

РГ: Каков же вывод этих исследований?

Рогаев: Они не оставляют сомнений, что останки всех членов семьи Романовых - царевича Алексея, его четырех сестер Марии, Ольги, Татьяны и Анастасии и их родителей Николая II и Александры Федоровны - идентифицированы и что ни один из членов императорской семьи не избежал гибели в трагедии 1918 года.

РГ: Все же, как удалось совершить прорыв в изучении ДНК, выделив их длинные последовательности в сильно поврежденном материале, а также добраться до Y-хромосомы? И убедят ли ваши результаты оппонентов?

Рогаев: Особого секрета здесь нет. Мы несколько изменили технологию выделения ДНК, что и позволило решить проблему. Что касается оппонентов, то я ни с кем не собираюсь спорить. Наши результаты опубликованы в престижном журнале. Если кто-то не согласен, пусть напечатает свои доводы.