"Мартовские тезисы" - пожалуй, именно так, без малейшей иронии, выглядят рекомендации, которые дала Комиссия по изучению политики США в отношении России американскому президенту Бараку Обаме. Остается ждать, прислушается ли глава государства к выводам экспертов.
Но, если он примет на вооружение хотя бы часть из 19 советов по отношениям с Москвой, это будет означать принципиальный прорыв в диалоге между нашими странами. В то же время сам факт подготовки этих рекомендаций свидетельствует: во внешней политике Вашингтона происходят изменения, и они не остались незамеченными экспертным сообществом. Появление "мартовских тезисов", в работе над которыми приняли участие влиятельные представители Демократической и Республиканской партий, крупные вашингтонские специалисты по России, объясняется прежде всего востребованностью такого рода исследований в окружении Обамы. А ведь во времена его предшественника Джорджа Буша подобные рекомендации пришлись бы точно не ко двору.
Что же предлагают авторы документа изменить в отношениях с Россией, с тем чтобы, с одной стороны, учесть геополитические интересы Москвы, а с другой - не поступиться интересами самих Соединенных Штатов? Как в этой связи пояснил один из составителей доклада бывший сенатор Гэри Харт, теперь "американцы не хотят быть антирусскими".
Перечень "болевых точек" в отношениях с Вашингтоном хорошо известен - российское внешнеполитическое ведомство неоднократно поднимало эти вопросы на переговорах с американскими коллегами.
Это стремление прежней администрации США любой ценой затащить Украину и Грузию в НАТО, разместить элементы противоракетной обороны в Восточной Европе, нежелание отменять дискриминационную в отношении российского бизнеса поправку Джексона-Вэника.
Сейчас члены комиссии предлагают если не полностью снять, то как минимум существенно ослабить давление на Москву по этим и ряду других вопросов. Так, по поводу приема в НАТО Украины - проблемы, которую когда-то Россия называла "красной линией" в отношениях с Белым домом, новому президенту США советуют в принципе всем очевидное: "смириться c тем, что ни Украина, ни Грузия не готовы к членству в НАТО". Обаме рекомендуют использовать другие возможности для развития партнерских отношений с этими странами. Например, дать им "особую форму сотрудничества с альянсом".
В отношении элементов ПРО в Польше и Чехии эксперты посоветовали Обаме "по-новому посмотреть на размещение противоракетных систем в этих странах". Поскольку позиция России изменится, если речь пойдет о строительстве "общего щита от иранских и иных ракет". Кстати, вывод о переменах в подходах Москвы не случаен. Особенно если принять во внимание, что незадолго до публикации доклада члены комиссии встречались с российским руководством и обсуждали с ним тезисы документа. Как стало известно "РГ", в отношении ПРО наша страна предлагает возвращение к плану экс-президента Владимира Путина. Он предусматривал совместное использование Габалинской РЛС в Азербайджане. Однако сегодня в рамках этого плана обсуждаются и другие шаги, связанные с обменом информацией о возможных ракетных пусках третьих стран между российскими и американскими военными.
Давно назревшая отмена поправки Джексона-Вэника должна, по замыслу американских авторов документа, не только способствовать приему России в ВТО, но прежде всего стать жестом доброй воли, который позволит восстановить доверие между партнерами на других, куда более значимых для Вашингтона внешнеполитических "треках". Таких, например, как совместная работа над "международным режимом нераспространения" ядерного оружия или содействие, которое может оказать Россия в урегулировании ситуации в Афганистане.
И все же основной причиной появления рекомендаций комиссии стала готовность воспринять такого рода информацию на всех уровнях власти в Вашингтоне. Несмотря на то что, как признают авторы доклада, "Москва, вероятнее всего, будет трудным партнером". Чем вызван очевидный интерес новой администрации к выводам комиссии, весьма точно сформулировал пресс-секретарь Белого дома Роберт Гиббс. "Перед лицом глобальных вызовов США не могут позволить себе действовать в одиночку", - заявил он. После чего еще раз признал, что по мере приближения к встрече в верхах стран "двадцатки" "мы видим вызовы по всему миру, которые потребуют не только учета мнения одной страны, но совместных действий и работы всего мира".
Еще полгода назад многие специалисты предсказывали существенное сокращение "общих площадок" для диалога между Америкой и Россией. Но эти предсказания не оправдались. Возможно, на смену политических векторов Вашингтона в условиях кризиса повлияли некоторые экспертные заключения, которые были представлены президенту Обаме.
Так, в частности, Управление по подотчетности правительства конгресса США подготовило доклад, где говорилось, что ракеты наземного базирования, которые предполагалось в рамках программы ПРО разместить в Польше, в 5 из 13 тестовых испытаний не смогли поразить цель. Еще один весьма неприятный для нынешней администрации вывод экспертов - в условиях кризиса Америке может не хватить денег даже на содержание существующих военных баз за рубежом.
У Белого дома нет другого выхода, как сокращать расходы - отказ от размещения элементов противоракетной обороны в Восточной Европе сэкономит стране от 9 до 13 миллиардов долларов. Так что представленные Обаме рекомендации комиссии можно отчасти воспринимать как своего рода экспертное обоснование высокого уровня, которое даст возможность Белому дому на законных основаниях отказаться от ряда дорогостоящих зарубежных программ, затеянных прежней администрацией. Таких как прием Украины и Грузии в НАТО или размещение элементов ПРО.
Наконец, еще одним немаловажным фактором в стремлении Вашингтона восстановить доверительный диалог с Россией стало решение Франции вернуться в военные структуры альянса. Это решение, увеличив возможности НАТО в целом, ослабляет американские позиции в организации. И делает блок, с учетом сложившихся особых отношений между Москвой и Парижем, значительно в меньшей степени, чем прежде, нацеленным на конфронтацию с Россией.
Между тем
Белому дому, если он хочет сохранить лидерство в НАТО, нужно перестраивать свои "дипломатические батареи". Тем более это становится актуальным в преддверии "двадцатки" в Лондоне, где участникам встречи предстоит продемонстрировать свое единство и общность подходов к главным международным вызовам, что особенно важно для всего мира в условиях экономического кризиса.