Улица Тверская. Два часа дня - самое обеденное время у москвичей. В старейшем московском фастфуде народу битком. В отечественном фастфуде на углу все столики заняты, но особого ажиотажа не наблюдается, в дорогом ресторане рядом занято только два столика.
По мнению аналитиков рынка быстрого питания, есть компании, которые финансовые проблемы пока обходят стороной. О росте спроса и прибыли в России сообщает "Макдоналдс".
- Мы обслужили около 200 миллионов посетителей в России. Цифра растет, - говорит президент "Макдоналдса" в России и Восточной Европе Хамзат Хасбулатов. - Я веду историю с открытия первого ресторана. Мы в России обслужили около двух миллиардов посетителей.
Фастфуду легко сдерживать цены, ведь импортного, то есть ввезенного за дорогую валюту, в гамбургерах почти нет. Производство на 80 процентов российское.
Другие компании, делающие погоду на рынке быстрого питания, менее оптимистичны, хотя и впадать в пессимизм у них оснований нет.
- В сегодняшней ситуации есть как плюсы, так и минусы, - считает директор по маркетингу компании "Крошка-Картошка" Михаил Кудрявцев. - Количество людей, которое посещает наши кафе, практически не изменилось. Это связано с тем, что у нас есть точки разного типа - стационарных у нас под 70 и автоточек больше 150 только в столице. Конечно, упали продажи в точках, которые связаны с офисами, ориентированных на служащих каких-то определенных компаний. Но есть точки, которые только растут. Особенно это заметно в торговых центрах, расположенных на окраинах города. Стало проще с персоналом, с поиском новых помещений. Мы сейчас "садимся" в таких местах, о которых до кризиса не могли и мечтать. С другой стороны, есть некая неопределенность - поплыла рентабельность у нас, ведь мы используем много продуктов иностранного происхождения. Сейчас нам сложно, мы таких успехов в развитии, как в прошлом или позапрошлом годах, не ожидаем. Но, с другой стороны, мы не останавливаем развитие. Мы никогда не развивались на кредитные заемные средства, поэтому нам сейчас попроще, есть некий резерв для развития. По крайней мере кадры мы не сокращаем и зарплаты не урезаем.
Михаил Кудрявцев полагает, что в России за десять лет образовалась прослойка людей, которые привыкли питаться вне дома. Кто-то из них обедал в ресторанах, кто-то пользовался услугами фастфуда. После того как в ресторанах цены подскочили до небес, многие их посетителей потянутся в кафе быстрого питания. А там их уже ждут выгодные предложения - скидки, комбиобеды, специальные кризисные меню...
С ним не согласен вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Александр Иванов:
- Перетекание существует, но вряд ли люди, которые назначали деловые встречи в дорогих ресторанах, будут в целях экономии назначать их в "Макдоналдсе". Если уж рестораны окажутся им не по карману, то они скорее переместятся в офисы. Вряд ли те, кто привык обедать в ресторане, станет клиентом закусочной. Рестораны ведь - это не только еда, это особая комфортная обстановка, располагающая к контактам. Некоторые, кто ходил в ресторан раз в неделю, будут теперь ходить туда раз в месяц. Другие не пойдут в фастфуд, потому что считают, что там кормят недостаточно диетическим продуктом. То, что сейчас в некоторых фастфудах наблюдается наплыв посетителей, объясняется не тем, что клиенты уходят туда из более дорогих заведений, а интересными программами и акциями, которые там имеют место.
По мнению генерального директора сети предприятий быстрого обслуживания "РОСТИК'C-KFC" Ника Глушко, во время экономической нестабильности все рынки проходят реструктуризацию, стремясь соответствовать спросу. Исторически происходит так, что в такой период мы наблюдаем снижение спроса в большинстве сегментов ресторанного рынка. Особенно это заметно в сегменте Finе-dining (рестораны высокой кухни). Но все дело в том, что потребители просто становятся более внимательными к своим тратам. QSR (англ. - quick service restaurants, предприятия быстрого обслуживания) в данной ситуации в краткосрочном и среднесрочном периодах оказываются в более выигрышном положении, поскольку все-таки культура питания вне дома в России уже довольно сильна. Привлекательность сегмента QSR в сегодняшней ситуации заключается в том, что многие рестораны быстрого обслуживания предлагают высокое качество сервиса, блюд и комфортную атмосферу по доступной цене, что побуждает и дает возможность людям регулярно питаться вне дома.
Некоторые фастфуды ждут увеличения спроса еще процентов на 30. Та же цифра касается и прибыли. Правда, и у этой монеты есть обратная сторона. Эксперты рынка прогнозируют закусочным повышение арендной платы. Именно за их счет владельцы торговых центров постараются покрыть свои убытки, ведь многим компаниям платить не чем: одежда и техника идут хуже хот-догов.