Об основных положениях концепции журналистам рассказал директор департамента государственной политики в образовании министерства Игорь Реморенко.
Как известно, с 1 сентября 2009 года начнется постепенное внедрение новых образовательных стандартов. Они будут ориентированы на практическое применение знаний, и это, вполне возможно, повлечет за собой развитие систем оценки качества образования. Так, одно из предложений разработчиков концепции - тестирование в виде ЕГЭ не только после 11-го класса, но и после 9-го, и даже после 4-го классов. Другой вариант - так называемое добровольное "индивидуальное оценивание".
В стране должна быть выстроена система поиска и поддержки талантливых детей. Причем особо одаренные ребята смогут заниматься в школах-интернатах, где будут созданы все условия для раскрытия таланта.
Видимо, будут востребованы и разработки российских психологов, которые занимаются проблемами раскрытия одаренности, оценки потенциальных возможностей детей, тесты и другие контрольные материалы. Увеличится количество олимпиад и творческих конкурсов для школьников и вырастет их значение для поступления в вузы.
Большие надежды возлагаются на дополнительное образование. Портфолио будут собирать не только модели при приеме на работу, но и школьники при поступлении в вуз.
Что касается материальных стимулов педагогов, то минобрнауки предлагает два варианты оплаты труда. Первый - зависимость зарплаты от результатов аттестации, как это делается сейчас. И второй, почти бизнес-вариант - учителю полагаются небольшой оклад и значительная премия за результаты своих воспитанников. Важно только, чтобы результаты были оценены объективно. Ведь педагогу гораздо труднее работать в слабом классе, где из 30 человек двадцать - двоечники и надо дотянуть их до ЕГЭ, чем в сильном, где почти готовятся к поступлению в вуз.
"Возможно, педагоги будут получать персональные бюджетные сертификаты на переподготовку и сами определят, кому отнесут деньги, - прокомментировал Игорь Реморенко новые предложения по повышению квалификации педкадров. - В обучении учителей должен быть модульный принцип". Отдельная задача - привлечь в школу специалистов с непедагогическим образованием.
В ближайшее время будут отремонтированы или отстроены заново 900 аварийных школ, на что в бюджете будет заложено 20 млрд рублей. Проектирование новых зданий будет идти по обновленным СанПиНам, что также предусмотрено концепцией. Только пока не ясно, кто будет платить за проекты - регионы или федеральный бюджет и какими эти проекты будут - типовыми или индивидуальными? Кстати, проектирование школы стоит в среднем 18 млн рублей, строительство - от 300 до 600 млн рублей.
Во всех школах должны быть горячее питание, медпункт и хорошо оборудованный спортзал. Если сегодня ко всем школьникам, независимо от состояния здоровья, предъявляются одинаковые требования, то в будущем развитие получат индивидуальные программы. Вполне возможно, что от каких-то обязательных занятий можно будет отказаться по состоянию здоровья.