В российский прокат выходит фильм Тони Гилроя "Ничего личного", воссоединивший Джулию Робертс и Клайва Оуэна после драмы "Близость" - в образах спецагентов, мечтающих поработать на себя.
Фильм Гилроя - это головоломка, кубик Рубика, в котором все картинки и цвета встают на свое место только в последнем кадре, а зрителю остается до самого финала под музыку танго складывать паззл без малейшего намека на то, как он сложится.
Дано: сотрудник службы безопасности крупной косметической корпорации Рэй Коваль (Клайв Оуэн) и его внедренный агент из конкурирующей фирмы, тоже работник службы безопасности Клэр Стенвик (Джулия Робертс). Фирма Рэя якобы ведет промышленный шпионаж против той, где работает Клэр. На кону - разработка на миллионы долларов, шампунь для роста волос, формулу которого и должна добыть Клэр и передать конкурентам за вознаграждение.
Флэшбек: Дубаи, пять лет назад. Клэр и Рэй знакомятся на консульском приеме и профессиональным взглядом вычисляют друг в друге разведчиков. Они проводят ночь в отеле. Заканчивается свидание так - Рэй храпит в номере, накачанный наркотиками, а Клэр похищает из его комнаты данные по египетской противовоздушной обороне.
Вопрос: могут ли агент Ми-6 Рэй и агент ЦРУ Клэр после такого жаркого знакомства сотрудничать в сфере промышленного шпионажа?
Постепенно Гилрой подбрасывает и другие части головоломки. Еще через серию флэшбеков выяснится, что агенты, прежде чем уйти в отставку и заняться бытовым шпионажем, провели три страстных дня в Риме. Были и другие интимные свидания, в ходе которых любовники решили распрощаться с государственной службой и поработать на себя. Устроиться в службы безопасности конкурирующих корпораций, узнать дорогостоящий промышленный секрет и продать его третьей стороне, чтобы окончательно уйти на покой и поселиться где-нибудь в тепле, вдвоем.
Удастся ли им переиграть воротил из корпораций, которые охраняют формулы своих шампуней и кремов пуще зеницы ока, регулярно меняют коды доступа к информации и досконально проверяют биографию своих сотрудников?
Здесь стоит отметить, что роли глав корпораций детально прорисованы актерами далеко не безызвестными. Ховарда Талли (мстительного дзен-буддиста и руководителя индустриального гиганта) сыграл Том Уилкинсон, работа которого в предыдущей картине Гилроя "Майкл Клейтон" была номинирована на "Оскар". А его оппонента - Дика Гарсика - воплотил Пол Джаматти.
Вторая - и главная - интрига фильма: смогут ли профессиональные и амбициозные разведчики доверять друг другу. Каждый из них по очереди сомневается в своем партнере: а действительно ли он любит меня или только использует? Не зря оригинальное название фильма "Duplicity" - двуличность. Подобную игру с чувствами можно было наблюдать в исполнении Анджелины Джоли и Брэда Питта в "Мистере и миссис Смит". Только там помимо психологии взаимоотношений двух влюбленный агентов зрителю предлагался еще и "экшн".
У Гилроя тонкая игра Робертс и Оуэна пропитана иронией. Иронией над вечной подозрительностью, которая есть в любой любящей паре, и которая доведена в паре влюбленных разведчиков до крайности. Иронией над параноидальными руководителями крупных корпораций, у которых то конференция по памперсам, то совещание по глазным каплям, но им все время кажется, что их все время подслушивают, предают и обкрадывают.
Гилрой - мастер головоломок. За годы, посвященные конструированию сюжетов для сценариев киносериала о Джейсоне Борне, он познакомился с людьми из спецслужб и заметил, что многие из них поменяли работу и перешли в частный сектор. Так у него родился сюжет. Затем он добавил в него два Робертс, после перерыва в карьере (актриса растила детей на своем ранчо в американской глубинке) горячо откликнулась на предложение сыграть персонажа с двойным дном. И Оуэна, у которого вкус на перепалки с Робертс сохранился еще со времен "Близости". Дуэт сработал и в этот раз.
Интервью с Джулией Робертс читайте здесь