Институт спортивной медицины: Мы пытаемся показать, что спорт без допинга тоже возможен

На недавних заседаниях исполкома Олимпийского комитета России и президиума коллегии Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ допингу была объявлена настоящая война.
Министр спорта Виталий Мутко в резкой форме потребовал от спортсменов, тренеров, врачей национальных сборных команд, руководителей федераций отказаться от любых манипуляций с запрещенными препаратами. И обратить внимание на альтернативные методы подготовки.

За их разработку в нашей стране главным образом отвечают сотрудники Всероссийского научно-исследовательского института физической культуры и спорта (ФГУ ВНИИФК) во главе с Александром Тоневицким - членом-корреспондентом РАН, доктором биологических наук, профессором. Это старейшее учреждение в мире, занимающееся научным и научно-методическим обеспечением подготовки спортсменов (институт был создан в 1933 году. - Прим. авт.). И вроде бы все традиционно: коридоры, кабинеты, оборудование, сотрудники. Но только иногда в белых халатах и очках. Здесь все демократично и современно. Ведь на благо спорта в институте трудятся молодые специалисты, энтузиасты своего дела.

- Правильно организованный тренировочный процесс, длительный мониторинг, комплекс восстанавливающих процедур, сбалансированное питание - благодаря всему этому можно достичь лучших результатов, чем от использования допинга, - уверенно заявляет 25-летний научный сотрудник лаборатории молекулярной физиологии ВНИИФК Дмитрий Сахаров. - И человек уже не будет однодневной игрушкой: его накололи, он победил, установил рекорд, а потом отправился на пенсию по состоянию здоровья. При грамотных тренировках и комплексном подходе спортсмен, набрав форму, сможет ее поддерживать, прогрессировать, устанавливать новые рекорды. Не будет резких скачков "пик-падение", будет постоянный рост. Да, результат не появится быстро. Все-таки организм сам медленнее раскачивается. Зато добившись положительной динамики, спортсмен не остановится в развитии. Мы это точно знаем и пытаемся показать спортсмену, общественности, что спорт без допинга тоже возможен.

Как спортивная наука и спортивная медицина помогают спортсмену стать чемпионом, Дмитрий Сахаров объяснил и корреспонденту "РГ".

Российская газета : С чего начинается ваше общение со спортсменом?

Дмитрий Сахаров : С визита в наш институт, где он проходит всестороннее обследование. С помощью различных тестов и анализов мы можем детально изучить физиологию спортсмена, его силу и выносливость, посмотреть биохимическое, то есть общее, и психофизиологическое состояние здоровья, проверить иммунную систему на наличие скрытых инфекций, последить за работой сердца и узнать степень риска в развитии сердечно-сосудистых заболеваний, дать рекомендации по питанию, определить остроту травмы, если таковая была, и оценить эффективность восстановления.

Причем все исследования мы проводим как до, так и во время, и после нагрузки - на беговой дорожке или велотренажере. Это очень важно. Ведь именно на двух последних стадиях можно зафиксировать запредельные нагрузки для конкретного человека, выявить повреждение мышечной ткани или другие негативные последствия для всего организма.

Конечно, если перед нами сложившийся чемпион, нельзя ему сказать: "Эх, нужно было тебе стать стайером, а не спринтером. Нагрузки на стометровке для тебя неподходящие". Но начинающим, молодым спортсменам еще можно дать совет по корректировке специализации.

РГ : А на выезде вы работаете? Ведь основные нагрузки спортсмен испытывает именно на сборах и соревнованиях.

Сахаров : Выездные сессии на сборы, контроль за тем, что происходит с организмом спортсмена в ходе тренировок и как идет восстановление спортсмена после соревнований - это тоже часть нашей работы.

Но здесь мы преследуем уже другую задачу - помочь тренеру, дать ему подсказку, чтобы он мог оптимизировать тренировочный процесс. Мы вообще всегда стараемся работать в тесной связи: наш специалист - спортсмен - тренер - врач команды.

К примеру, один тренер готовит группу из 10 человек. Все они разные и каждому надо давать индивидуальную нагрузку. Вот тут и появляются специалисты нашего института. Они делают экспресс-анализы, проводят простые тестирования, которые не требуют лабораторных условий и не занимают много времени. С утра спортсмены побегали, попрыгали, а к вечеру тренер знает, кому нагрузку нужно добавить, кому, наоборот, снизить, а кому и вовсе дать отдохнуть денек-другой.

РГ : С представителями каких спортивных дисциплин вы работаете?

Сахаров : Институт "заточен" под циклические виды спорта - лыжные гонки, биатлон, конькобежный спорт, велоспорт, легкую атлетику, греблю, плавание.

Мы плотно работаем с "зимниками". Вся лыжная и биатлонная "верхушка" побывала у нас в институте. В академической гребле помогали тренерам определить объем нагрузок, чтобы и отстающие подтягивались, и лидеры не стояли на месте. В этом виде спорта было время, когда мы оставались без медалей на крупных стартах. Сейчас потихонечку пошел подъем, пошли результаты. Не будем брать все на свой счет. Но наша помощь тоже ощущается.

Кроме того, к нам приезжают борцы, олимпийские чемпионы Пекина. В этом случае внимание помимо функционального тестирования было сосредоточено на детекции движений. Мы делали детальные видеозаписи упражнений, а потом вместе со спортсменом, тренером, специалистом по биомеханике анализировали технику захватов, приемов борьбы. Конечно, мы работаем в основном с лидерами, чемпионами, но стараемся, чтобы наши результаты были полезны и для олимпийского резерва, и для обычных людей, которые хотят вести здоровый образ жизни.

Эксперимент

Кстати, именно с элитными спортсменами связано одно из исследований, проводимых в институте. Руководители проекта по изучению связи генотипа человека со спортивной успешностью пытаются понять, чем отличается чемпион от рядового спортсмена, от простого физкультурника. Корреспондент "РГ" даже стоял рядом с холодильниками, в которых хранится бесценный материал - ДНК-пробы полутора тысяч наших олимпийцев, чемпионов, призеров.

Дмитрий Сахаров, научный сотрудник лаборатории молекулярной физиологии ВНИИФК:

- У нас есть уникальный прибор по анализу генотипа человека. В мировой практике научные группы с помощью подобных приборов обычно пытаются определить предрасположенность к заболеваниям, таким как рак или диабет. А мы смотрим, что отвечает за достижения в спорте: особый метаболизм, выносливость и так далее.

Вторая часть эксперимента - срочная адаптация организма спортсмена к нагрузкам. Вот бежит человек по дорожке, а мы смотрим, что происходит в его организме. 15-20 минут бега - это маленький срок. Но если организм подготовлен, то он начинает на эту нагрузку отвечать, чтобы компенсировать все негативные эффекты и повреждения, которые происходят в мышцах. Так вот, есть группа генов, которые отвечают за реакцию на стресс, за гипотермию, за ишемию, за электролитный баланс. Их-то мы и пытаемся выявить.

Вокруг этих исследований наблюдается большой ажиотаж. За ними будущее. Но пока однозначные выводы делать рано. Мы, опираясь на эти и другие показатели, можем делать только предположения. Но наше преимущество в том, что элитные спортсмены проходят это тестирование. Мы помогаем им, а они помогают нам совершенствовать наши методики и подходы.

Одни сотрудники ВНИИФК досконально изучают кровь спортсменов, другие пытаются свести к минимуму ее использование как биоматериала.

Егор Акимов, старший научный сотрудник лаборатории тестирования физической подготовленности:

- Забор крови - инвазивная методика, то есть прокалывание. Его должна проводить медсестра. Анализ можно сделать только в лабораторных условиях. Наука же стремится минимизировать манипуляции с кровью спортсмена. Правда, пока таких же хороших аналогов, которые показывают, как спортсмен реагирует на нагрузку, что приводит его к утомлению, еще не нашли. Есть слюна и пот. Исследования этих жидкостей мы и проводим. Процедура взятия биопробы намного упрощается. Чтобы сдать слюну на анализ, спортсмен держит ватный тампон во рту две-три минуты. Что касается пота, то совместно с МГУ мы разрабатываем следующую систему: на руке крепится потосборник с датчиком, который сам анализирует и телеметрически передает информацию. Если мы покажем связь между изменениями, происходящими в крови и других жидкостях под нагрузкой, то лет через пять спортсменам не надо будет ходить в лабораторию.

из первых уст

Хотя сотрудники института шутят, что во время полного обследования спортсмену приходится пройти все круги ада, из-под палки сюда никого не гонят. Заинтересованные люди приходят по собственному желанию.

Так в институт спортивной медицины попал и биатлонист Андрей Маковеев. Пришел с одной целью - наладить питание при помощи специалиста в этой области Александра Сорокина. Кстати, именно в его лаборатории разработали целую систему специализированного питания (или биологически активных добавок) для наших лучших теннисистов и теннисисток.

Андрей Маковеев, призер этапов Кубка мира по биатлону:

- К сожалению, в сборной еще не пришли к тому, чтобы иметь в штате постоянного диетолога и повара. Вот и приходится пользоваться тем меню, которое предлагает база на сборах или отель на соревнованиях. Поэтому я и обратился в институт, чтобы мне помогли скорректировать специализированным питанием недостатки в обычном. Чтобы получить рекомендации, нужно было пройти комплексное обследование. Прошел, результатами остался доволен. Особенно заинтересовался тестами по психофизиологии, проверил концентрацию внимания до и после нагрузки. В биатлоне это очень важно. Когда после прохождения дистанции мы выезжаем на огневой рубеж, пульс зашкаливает, а нужно между ударами сердца, между вдохами выстрелить и закрыть в мишень.

О результатах говорить в этом сезоне бессмысленно и некорректно по отношению к профессионалам, которые работают в институте. Они же только осенью взялись за меня. О мгновенном результате я и не думал. Я рассчитываю на долгосрочное сотрудничество и на отдачу в будущем. Все-таки впереди Олимпиада в Ванкувере.