В течение восьми лет социальные магазины поддерживали самых бедных москвичей, продавая им дешевые продукты. Теперь же они сами оказались на грани выживания.
Точки спасения
В Москве сейчас 466 социальных магазинов. От других они отличаются тем, что благодаря скидкам на весь набор из продовольственной корзины продукты здесь можно купить почти на треть дешевле. Правда, не всем покупателям, а лишь тем, кто прикреплен к ним районной управой. Впрочем, для всех остальных москвичей и гостей столицы вход сюда не запрещен. И они тоже купят продукты дешевле. Скидки для них будут поменьше, чем у льготников, но тоже приятные: 10-15 процентов.
Сеть социальных магазинов, созданная в столице в 2000 году, сначала предназначалась для обслуживания участников и инвалидов Великой Отечественной войны. Пару лет назад, когда число бывших фронтовиков стало стремительно сокращаться (из 250 тысяч сейчас осталось 65 тысяч), решено было расширить перечень льготников, имеющих право на скидки. Сначала к инвалидам и участникам ВОВ добавились бывшие несовершеннолетние узники фашизма, участники обороны Москвы, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ и ветеранов боевых действий и труженики тыла. А в прошлом году, который был объявлен в Москве как Год ребенка, право на скидки получили еще и многодетные и малообеспеченные семьи с детьми.
Самое большое количество социальных магазинов - 82 было создано в Центральном административном округе столицы. Дело в том, что именно центр Москвы больше всего потерял гастрономов во время приватизации. В зданиях. которые они прежде занимали, сплошь и рядом открылись бутики и магазины по торговле золотом и бриллиантами. Чтобы купить хлеб и пакет молока, обитатели Тверской и других улиц центра вынуждены были ехать на другой конец города. Именно социальные магазины помогли заполнить и эту брешь, вернув коренным москвичам возможность приобретать еду неподалеку от дома. И вот теперь они оказались на грани разорения. Что же случилось?
Рентабельность равна нулю
Дело в том, что финансовый кризис в первую очередь сказался на покупательской способности москвичей. По словам руководителя департамента потребительского рынка и услуг Владимира Малышкова, это привело к снижению товарооборота примерно на 20-25 процентов, а следовательно, и к снижению прибыли во всех торговых предприятиях города. Но именно в социальных магазинах ситуация ощущается острее всего.
- Рентабельность их сейчас равна нулю, - пояснил "РГ" глава департамента.
Если же отнять от нуля еще и 30 процентов скидок, данных льготникам, любое торговое предприятие оказывается в глубоком минусе. Обеспокоенное сложившейся ситуацией руководство департамента потребительского рынка недавно пригласило Юрия Лужкова побывать в одном из таких магазинов на Таганке. Мэр тревогу чиновников разделил и поручил департаменту экономического развития города разработать ряд дополнительных мер для поддержки социальных магазинов.
Спасательный круг продавцу
Что интересно, до нынешнего года социальные магазины представляли скидки льготникам практически за спасибо. Еще в самом начале их создания, чтобы заинтересовать предпринимателей в новом проекте, правительство Москвы взяло на себя 50-процентную оплату коммунальных услуг для этих магазинов. Но позже федеральное законодательство запретило субъектам Федерации тратить на это бюджетные деньги. Тем не менее сеть магазинов за восемь лет не только не сократилась, а даже вдвое выросла.
Понимая, что в нынешних условиях таким магазинам не выжить, столичные власти распространили для них минимальную ставку аренды по 1000 рублей за квадратный метр, что по московским меркам - сущие копейки. Правда, воспользоваться этой льготой могут лишь магазины, расположенные в зданиях, принадлежащих городу. Таких же всего половина.Тем же, кто арендует помещения у частников, цены все чаще оказываются не по карману. Они и разоряются в первую очередь. Правда, сокращения сети в целом пока не произошло, так как на место выбывших в ряды социальных становятся новые торговые точки. Чтобы под напором кризиса не рухнули и они, город взял на себя еще и половину оплаты процентной ставки кредита в банках, иначе не на что будет закупать продукты на базах и полки магазинов быстро опустеют.
Еще один способ поддержки, оказываемой городом, - снабжение товарами из госрезерва. Особенно это помогло многим магазинам во время недавнего сахарного бума. 700 тонн сахара, выделенные социальным магазинам по дешевке, дали им возможность выбросить на прилавок дефицит по цене 20 рублей 89 копеек, в то время как везде в городе он стоил не меньше 28 рублей за килограмм. Поэтому расхватали его мигом, что позволило "социалам" неплохо поправить свое финансовое положение.
Что еще можно сделать для поддержки социальных магазинов?
Было бы неплохо, считают в департаменте потребительского рынка и услуг, организовать, например, для них централизованное снабжение товаром оптовиками - тем же магазином "Метро". Сейчас транспортные расходы для маленьких торговых точек - одна из самых разорительных статей. Попробуй, поколеси по всему городу, закупая в одном месте 30 килограммов сосисок, в другом - 50 колбасы, в третьем - 100 килограммов свежих фруктов. Трудно приходится сегодня социальным магазинам. Но город стремится их сохранить. Мэр заверил недавно и ветеранов, и торговцев: "Не для того мы создавали сеть этих магазинов, чтобы дать ей сейчас развалиться".
Цены на самые ходовые продукты в социальном магазине:
l хлеб из пшеничной муки - от 31 рубля за кг;
l говядина - от 165 рублей за кг;
l молоко - от 24,3 рубля за литр;
l рыба мороженая - от 88 рублей за кг;
l рис шлифованный - от 47 рублей;
l картофель - от 15,9 рубля за кг;
l яблоки - от 59 рублей за кг;
l яйца - от 35 руб. за десяток.
Справка "РГ"
Чтобы отличить "своих" льготников, прикрепленных районной управой, от остальных покупателей, социальные магазины побогаче выдают им дисконтные именные карты с фотографией пользователя или покупают считывающие устройства, которые определяют категорию покупателя по социальной карте москвича. Магазины попроще получают от райуправы просто списки прикрепленных.
У вас есть вопросы по работе социальных магазинов? Их можно задать по телефону "горячей линии" департамента потребительского рынка и услуг: 784-63-16.