Близок сезон начала охоты. Но грустят собаки и их хозяева. Весной и осенью - раздолье для блох, клещей и прочей нечисти, готовой вцепиться в незащищенную плоть, чтобы потом перескочить с "животного-компаньона" на человека и его детей. По той же причине готовятся страдать кошки и кошечки, другие "непродуктивные животные".
Противоблошиные ошейники, спреи и шампуни от блох и клещей, капли для промывания носа, а также кормовые добавки, не имеющие активного биологического компонента, отнесены, согласно закону о ветеринарии, к вакцинам и другим средствам защиты животных от болезней. Со всеми вытекающими из этого последствиями. На очередном форуме Союза предприятий зообизнеса в который раз шел горячий разговор об отсутствии общего для чиновников и предпринимателей понятийного аппарата.
Например, при ввозе кормов на территорию России таможня облагает корма для продуктивных животных НДС в размере 10, а непродуктивных - 18 процентов. Что касается ветеринарно-санитарных требований при импорте еды для кошек, собак и прочих компаньонов, то они обставлены такими условностями, что ни одной завозимой человеческой пицце, лазанье, сырному шарику или блинчику с мясом не снились. Хотя собачьи и кошачьи лакомства упакованы честь по чести, фирменно и прошли надлежащую термообработку, их экспортеров и импортеров изрядно помучают. А в рационе российских домашних питомцев доля импорта достигает 70 процентов.
Кинолог с двадцатилетним стажем из Тулы возглавляет клуб собаководов и владеет собственным зоомагазином, подсобка которого забита ошейниками, спреями, шампунями. На прилавок их выложить нельзя. Хозяин не имеет диплома фармацевта, стало быть, и соответствующей лицензии. В Коми сельский предприниматель находится в том же положении. В Смоленске после судебных разбирательств, длившихся полгода, предприниматель добился разрешения торговать кормом для собак и кошек, защитными средствами.
Полгода - самый короткий срок выдачи лицензии, порядок получения которой вступил в силу с августа 2007 года. Половина владельцев зоомагазинов такого документа не имеют до сих пор или не знают о его необходимости. Выдавать лицензию надо в течение 45 суток. Чиновники знают об этом, но не торопятся. Некоторые их клиенты ждут по году.
Кто становится собственником, индивидуальным частным предпринимателем (ИЧП)? Наверное, тот, у кого есть деньги. У наемных работников, как правило, нет ни средств, ни желания заниматься бизнесом. Наличие профильного диплома далеко не всегда сопровождается финансовым успехом. И наоборот. ИЧП доказывает и показывает, что за прилавками стоят дипломированные ветеринары и фармацевты. Такой расклад не проходит. Либо перерегистрируйся в ООО, либо иди учиться, либо закрывайся. От работников зоомагазинов требуют надевать белые халаты и иметь договор с прачечной на стирку.
Пока лицензионная улита едет, товары на складах зоомагазинов теряют срок годности. Убытки, накладные расходы - все это в конечном счете предприниматель переложит на потребителей. В очередной раз вздохнет любитель живности по адресу компаньона, мол, дорого ты мне обходишься. А тому и невдомек, ему закон не писан. У "непродуктивных животных" коррупция не принята.