Корреспонденты "РГ" узнали подробности инсценировки убийства ректора Полярной академии

Сотрудники следственного комитета по Санкт-Петербургу совместно с работниками Уголовного розыска провели сложнейшую операцию по установлению заказчика убийства ректора Государственной полярной академии Кермен Басанговой.

Напомним, 21 апреля появилось официальное сообщение об убийстве ректора петербургской Государственной полярной академии. Якобы 20 апреля около 18 часов 30 минут по московскому времени 35-летнюю Кермен Басангову, находящуюся на 9-м месяце беременности, убили в тот самый момент, когда та садилась в автомобиль, припаркованный неподалеку от академии. Говорилось, что неизвестный нанес жертве несколько ножевых ранений в область шеи, после чего скрылся в неизвестном направлении. От полученных травм Кермен Басангова, мол, скончалась в 26-й городской больнице, куда ее доставили вскоре после случившегося.

Однако спустя сутки выяснилось, что нападение и убийство ректора были уникальной операцией спецслужб. О том, как оперативники инсценировали нападение, чтобы выявить заказчиков несостоявшегося преступления, корреспонденту "РГ" рассказал первый заместитель руководителя управления Следственного комитета при прокуратуре РФ города Санкт-Петербурга Александр Клаус.

- В апреле была получена оперативная информация о том, что некий Михаил Жаворонков планирует убийство руководителя одного из вузов Санкт-Петербурга, - рассказывает Клаус. - Позже было установлено и имя предполагаемой жертвы. Ею оказалась ректор петербургской Полярной академии Кермен Басангова.

В результате оперативных мероприятий сотрудники правоохранительных органов пришли к выводу, что для успешного исхода дела необходимо инсценировать убийство ректора. С Кермен Басанговой были оговорены все детали, вплоть до нюансов. Например, как ей лучше упасть во время "убийства".

- После разыгранной сцены покушения хороший знакомый Кермен Басанговой отвез ее в 26-ю больницу, - продолжает Александр Клаус. - Кстати, о том, что убийство постановочное, не знали даже оперативники ГУВД Фрунзенского района, работавшие на месте "преступления".

Информацию об убийстве Басанговой, разошедшуюся в СМИ в день трагедии, оперативники списывают на индивидуальные источники петербургских журналистов. Сотрудники Следственного комитета при прокуратуре Петербурга уверяют, что они старались минимизировать "утечку" информации. О проведении уникальной операции знал узкий круг лиц, - только первые лица ГУВД и Следственного управления.

- Даже в больнице находился сотрудник управления уголовного розыска, который предотвращал доступ к так называемому "трупу", - говорит Александр Клаус.

В настоящее время задержаны как главный злоумышленник, попытавшийся организовать убийство, так и двое соучастников несостоявшегося преступления. Удивительно то, что все трое подозреваемых работают в том же учебном заведении, что и Кермен Басангова, - в Государственной полярной академии.

По версии сотрудников Следственного комитета, заказчик убийства - проректор вуза Владимир Лукин. Кстати, жизнь ректора Кермен Басанговой он оценил в 360 тысяч рублей. Двое других фигурантов, проходящих по делу, работали в академии водителем и начальником инженерно-транспортного цеха. По версии следствия, мотивом к совершению преступления стали результаты проверки финансово-хозяйственной деятельности академии новым ректором. При допросе и под тяжестью улик все задержанные в той или иной степени признались в том, что они принимали участие в подготовке заказного убийства ректора. 20 апреля правоохранительные органы Петербурга возбудили уголовное дело по статье Уголовного кодекса РФ "Приготовление к убийству по найму группой лиц по предварительному сговору".

Сейчас все обвиняемые находятся под стражей. Ведется расследование.

МНЕНИЕ

Константин Федоров, президент Петербургского адвокатского бюро Нарышкиных:

- Инсценировка убийства в исполнении правоохранительных органов законом как таковая не запрещена. В Уголовном кодексе, в Уголовно-процессуальном кодексе, в теории уголовного права против нее не сказано ни слова. Зато сказано, что в интересах следствия возможно проведение, например, контрольных закупок - при соответствующем оформлении необходимых документов на стадии подготовки этой самой закупки.

Мнимое убийство женщины-ректора с целью предотвращения готовящегося на нее покушения, в сущности, та же "контрольная закупка". Другое дело, этическая сторона вопроса. Тут надо быть очень осторожным, чтобы не испугать до полусмерти близких человеку людей. Вообще, в цивилизованных странах подобные инсценировки используются давно и вполне успешно. И средства массовой информации участвуют в них очень активно, помогая правоохранительным органам. Для нашей страны это все пока внове. Отсюда и разные опасения в некомпетентности, непрофессионализме.