Молодежный российско-белорусский симфонический оркестр завершил свои первые гастроли

9 Мая. Поклонная гора. Музей Великой Отечественной войны. Зал полководцев. Перед ветеранами играет молодежный российско-белорусский симфонический оркестр, которому исполнился всего лишь год. Звучат гимны России и Беларуси, затем Моцарт, Бородин, Чайковский, современный белорусский композитор Евгений Глебов. Так молодой оркестр завершает свои первые международные гастроли, посвященные Великой Победе.

С огромным успехом прошли концерты оркестра в Берлине, Бресте, Минске, Москве. Перед выступлением оркестра в Минской филармонии первый заместитель министра культуры Беларуси Владимир Рылатко заметил, что этот коллектив собрал самых одаренных ребят - учащихся Центральной средней специальной музыкальной школы при Московской консерватории и из Республиканской гимназии-колледжа при Белорусской государственной академии музыки. "Через десять лет они будут определять музыкальную историю. Поэтому важно, чтобы они выросли в Союзном государстве", - отметил В. Рылатко.

А накануне выступления оркестра в Москве юных музыкантов принял Госсекретарь Союзного государства Павел Бородин, пообещав в дальнейшем поддержку оркестру. В скором времени он может обрести статус интернационального. Ведь молодежный оркестр - символ дружбы народов, достижения творческих успехов.

В тот же день на Поклонной горе выступали Берлинский симфонический оркестр, знаменитый оркестр Мариинки под руководством Валерия Гергиева.

Готовились к этому выступле-нию музыканты основательно, чувствовалось ощущение важной миссии. В финале выступления в Зале полководцев мощно прозвучала "Торжественная увертюра "1812 год".

- В произведении Петра Ильича Чайковского прозвучит духовная музыка, похожая на церковные песнопения, - это символ того, что Россия живет духовной жизнью, - сказал, обращаясь к залу дирижер молодежного российско-белорусского оркестра профессор Александр Якупов.

После выступления юные вундеркинды возложили цветы к Монументу скорби в память о погибших на войне.

Впечатлениями о гастролях с корреспондентом "СОЮЗа" поделилась альтистка Елизавета Родионова:

- В Бресте мы выступали в Драматическом театре, там нас очень хорошо принимали. А перед этим возлагали цветы к Вечному огню в Брестской крепости. Минск - добрый, солнечный город, мы играли в Минской филармонии. Именно в Минске был самый теплый зрительский прием.

Илья Васильев, виолончелист, дополняет:

- В оркестре я с самого начала его создания. На виолончели играю с 8 лет, планирую и дальше играть в оркестре. Гастроли были очень интересные. Публика везде принимала нас на "ура!". И я испытывал восторг, чувство гордости за свою страну, за ребят, с которыми играл, и хочется как можно дальше играть в оркестре. Мы очень сдружились с белорусскими музыкантами, не хочется расставаться, обменялись номерами телефонов, будем встречаться. С белорусскими ребятами до гастролей мы не общались, а сейчас стали как братья и сестры.

Екатерина Сажнева, заместитель заведующего отделом культуры, просветительских программ Музея Отечественной войны, продолжила:

- Когда приходят к нам в музей американские туристы, они заказывают военный оркестр, который начинает выступление с исполнения гимнов - российского и американского. Американские туристы, услышав свой гимн, кладут руку на сердце. А у нас этого нет. Российско-белорусский оркестр начал свое выступление с исполнения гимнов. Достойное профессиональное выступление этого оркестра, быть может, поднимет нашу культуру.

А вот мнение Владимира Линчевского, руководителя Международного центра фестивалей, организатора гастролей оркестра:

- Для начала такие гастроли очень важны для оркестра. Мы оркестр "пропиарили". Общественность Берлина узнала о таком коллективе, как молодежный российско-белорусский симфонический оркестр. И на следующий год нам будет проще: уже есть отношение к оркестру. Этот оркестр - явление, ведь он базируется на Центральной музыкальной школе, где учатся одаренные дети. У нас в оркестре возрастной ценз. Дети начинают играть с 8-го класса - оркестр все время обновляется. Тут и перспектива роста для музыкантов. Мы отбираем самых талантливых ребят, музыканты должны быть равного уровня. В ближайшее время будем готовить российско-белорусскую программу современных композиторов. Оркестр - лицо нашего Союзного государства, нашей дружбы.

В российско-белорусском молодежном симфоническом оркестре играет 21 музыкант из Беларуси. Как ребята готовились к гастролям, рассказывает Евгений Виданов, преподаватель по классу флейты, заместитель директора по концертной деятельности республиканского музыкального колледжа Беларуси:

- Создать такой оркестр, где дети репетируют каждый у себя в стране, очень сложно. В советские времена были контакты теснее, больше ездили друг к другу в гости. А теперь эти контакты надо создавать заново.

Белорусские ребята учатся в республиканском музыкальном колледже, четверо контрабасистов - из Академии музыки. Когда была принята программа концерта, каждый оркестрант приступил к изучению партий. Программа на самом деле для хорошего взрослого коллектива. Молодые музыканты с программой справились, оркестровое умение у них уже есть. В оркестре с белорусской стороны играют двое альтистов, которые участвовали в международном оркестре стран Центрально-Европейской инициативы, который базируется в Италии. Это Антон Попов и Александра Щербакова.

- Вы сопровождали минскую группу от Берлина до Москвы. Были ли проблемы с визами, перелетами?

- Я выполнял с минской стороны административную работу. Проблем не возникало, гастроли проходили под патронажем нашего белорусского министерства культуры.

- В Германии вы арендовали контрабасы. Почему нельзя было взять их с собой?

- Мы рассматривали вариант, чтобы контрабасы тоже поехали с нами, но, чтобы они доехали "живыми", нужны пластиковые кофры. Это очень дорого. Как правило, когда коллективы ездят на гастроли, отдельная фура везет инструменты, там их можно зафиксировать. С крупными инструментами часто практикуется аренда, поэтому мы контрабасы арендовали.

- Волновались ли ребята перед этими гастролями?

- Конечно, особенно когда прислали ноты из Москвы и ребята в них окунулись и поняли: нужно среди сверстников выглядеть соответственно. Молодые музыканты, которые не знают тонкостей оркестровой игры, приобретают опыт игры в оркестре. Ребята сталкиваются с музыкальными секретами, которые потом для любого профессионала становятся ценнейшим опытом.