Из самых ожидаемых в Канне фильмов - «Антихрист» Ларса фон Триера. Его ждут как некий аттракцион, как явление юродивого народу – что он там опять начудит. Так не ждут серьезное кино. Пресса полна материалами о еще никем не виденном фильме, и материалы эти полны иронии. Пока известно только, что в картине рекордное количество ужасов. Со сверхъестественными силами Триер уже имел дело в «Королевстве» и считает ужастик жанром «очень комфортабельным»: можно забыть о логике и дать волю фантазии. Картина будет впервые показана прессе в воскресенье вечером, а пока журналисты наперебой пытаются выстроить ее портрет, как Холмс, - дедуктивным методом. Попробую собрать эти коллективные предположения воедино.
«Антихриста» Триер сделал в период своей широко объявленной депрессии. Он всегда извещает публику о наступлении какого-нибудь нового периода своей жизни. Был момент, когда он придумал камеру без штатива – возвестил рождение «Догмы». Потом была долгая эра неприязни к самолетам и, следственно, к Америке, куда только самолетом можно долететь, – явилась широко объявленная «антиамериканская трилогия». Правда, третья часть «Васингтон» еще даже не брезжит, и скорее всего, трилогия останется дилогией. А теперь Триер два года долгими бессонными днями лежал на кровати недвижно, рассматривая стену, и, как сообщалось в печати, не мог решить, выпить ему стакан воды или не выпить.
Наверное, появление на свет «Антихриста» можно считать первым признаком излечения. Правда, стоять за камерой, как обычно, Триер не отважился – слишком слаб. Понятно: человек выходит из депрессии, и первое, что он видит вокруг, - это фильм ужасов. Впрочем, Триер, согласно его заявлениям, не понимает, что такое жанровое кино: «Как только я делаю жанровое кино, выходит что-то другое», - признается он журналу Variety. И действительно, если вспомнить: в «Танцующей в темноте» он делал пародию на американский мюзикл – получилась индийская мелодрама. Теперь он тоже не вполне уверен, что «Антихрист» - ужастик. Во всяком случае, актриса Шарлотта Гейнсбур, которая играет там роль безутешной жены, ищущей с мужем успокоения после смерти своего ребенка, в интервью утверждала, что сцены, которые ей пришлось играть, близки к порнографии. Ползут также слухи о невиданном градусе жестокости и натурализма, и это, пишет Variety, Триер охотно подтверждает со счастливой улыбкой на устах. Значит, наверное, вышел из депрессии. И его порноужастик был здесь родом медикаментозного средства. Он уже охотно рассказывает, что восстановился примерно на 50 процентов, но для полного излечения отвел себе ближайшие семь лет.
К религии Триер отношения не имеет – он человек неверующий. Хотел стать, но не смог – наверное, это было козни Антихриста. Своего «Антихриста» он считает наполовину документальной лентой, наполовину стилизацией, причем с уклоном в романтику. Называет картину «детской», хотя особо оговаривает, что детям ее смотреть нельзя. Вступать в ту же воду принципиально не хочет, а хочет каждый раз изобретать себя заново. Наверное, здесь объяснение удивившего многих факта, что едва выпустив свой манифест «Догма» в 1995 году и клятвенно отказавшись от света, камеры на штативе и музыки, Триер тут же снял музыкальную «Танцующую» - со светом и музыкой, правда, еще без штатива.
По поводу прокатной судьбы «Антихриста» пресса обольщается мало: все картины Триера посещались публикой плохо – и дома и за границей. По поводу Канна мало обольщается сам Триер: «Наверное, это будет ужасно, но это часть моей работы». Иными словами, к провалу мастер заранее готов, но втайне надеется на чудо.
Продолжение темы - рецензия Валерия Кичина на фильм "Антихрист", показанный в конкурсе Каннского кинофестиваля.