В Москве должны быть созданы все условия для качественного образования детей-инвалидов. Об этом шла речь на заседании правительства столицы, где обсуждался проект закона "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в Москве".
По словам руководителя департамента образования Ольги Ларионовой, в образовательных учреждениях столицы учатся 19 тысяч детей-инвалидов. Половина из них - в средних школах, 35 процентов - в специальных коррекционных, 5 - в техникумах и вузах, 11 процентов - в детсадах. При этом около полутора тысяч детей-инвалидов получают общее среднее и дополнительное образование на дому - дистанционно. "Таких могло быть больше, но далеко не у всех есть компьютеры, возможность подключить Интернет, - пояснила Ларионова. - После того как закон вступит в силу, будет законодательно закреплена система специальных условий обучения и воспитания детей-инвалидов: инклюзивное образование, дистанционное... При этом государственные учебные заведения уже не смогут отказать в приеме лицам с ограниченными возможностями из-за физических и психических недостатков".
В документе прописано: в образовательном учреждении инвалидов-очников не может быть больше 10 процентов от общей численности студентов или школьников. При этом в одном классе могут обучаться не более трех инвалидов. В случае необходимости учеников станут доставлять к месту учебы, они могут рассчитывать на помощь сурдопереводчиков или иных специалистов. Помимо этого планируется, что дети будут бесплатно проходить обследование психолого-медико-педагогической комиссией, их обеспечат компьютерной техникой... Документ предусматривает и разработку специальных образовательных программ, учебников...
Все эти блага стоят недешево, особенно что касается предоставления техники и транспорта. Тем не менее на время обучения все расходы (включая компенсацию затрат родителям при самостоятельном обучении ребенка с ограниченными возможностями на дому, доплату преподавателям и прочее) город берет на себя.
"Департамент финансов предлагал на время отложить законопроект, - говорит Ларионова, - но мы считаем, что можно вводить его поэтапно. К тому же некоторые нормы уже фактически действуют и обеспечены финансированием. Например, в рамках городской программы создания безбарьерной среды для инвалидов уже устанавливают в общеобразовательных учреждениях пандусы и другие специальные приспособления".