Пароль и явку Владимир Максимович Дудко раскрыл в последний момент: Нововаганьковский переулок, 5. На всякий пожарный, дал дополнительный ориентир: "Это почти прямо напротив Гидрометцентра". Про надпись на глухом деревянном заборе "Осторожно: злая собака!" предусмотрительно умолчал.
В самом центре российской столицы, на Красной Пресне, среди плотной городской застройки всего в трехстах метрах от Дома правительства удивительным образом сохранился оазис, передающий атмосферу научного поиска конца XIX - начала XX века. Именно тут находится обсерватория Московского университета, которой четверть века, с 1891 по 1916 год, руководил выходец из Слуцка, выдающийся астроном Витольд Карлович Цераский.
- Наша обсерватория, - призывает к точности формулировок директор созданного при ней музея Юлий Менцин, - старейшая из тех, что сохранились в Москве. А самая первая обсерватория Московского университета, которая располагалась на крыше здания на Моховой, сгорела при пожаре в 1812 году.
Юлий Львович представил увлекательный рассказ о когорте астрономов, в разные годы работавших и продолжающих работать здесь. Но то, что было сделано при Витольде Цераском, по его словам, заслуживает отдельного разговора. А негромкий юбилей - 160 лет со дня рождения ученого - стал поводом для неформальной встречи земляков из Национально-культурной автономии "Беларусы Москвы". По их инициативе и при их же поддержке в российскую столицу были приглашены девятиклассницы Слуцкой гимназии N 1 Маргарита Тимохина и Дарья Гринюк вместе с учителем физики Татьяной Евгеньевной Максименко.
В одном из выпусков "СОЮЗа" они прочитали о том, что целая плеяда их земляков, выходцев из Слуцка и Слуцкого района, оказалась связана с астрономией, астрофизикой, а также практическим освоением космического пространства - в частности, с космодромом Байконур, проектом "Буран" и первыми луноходами ("В Слуцке подпоясались - до Байконура дошли". - "СОЮЗ", 10 февраля 2005 года). А протоптал эту космическую тропинку, как теперь выясняется, Витольд Цераский. До этого ребята лишь по книгам, публикациям в газетах и Интернете могли узнавать о жизни и научной деятельности своего выдающегося земляка. Они выяснили, что, поступив в Московский университет, Витольд Цераский слушал лекции известных ученых. Курс астрономии читал профессор Федор Александрович Бредихин - именно под его влиянием Цераский выбрал астрофизическое направление для своей будущей научной деятельности. А в 1891 году стал преемником Бредихина на посту директора московской обсерватории. Под руководством Витольда Карловича была проведена ее коренная перестройка и закуплено самое совершенное по тем временам оборудование.
К работам с новыми приборами Цераский привлек и свою жену Лидию Петровну. Используя метод, разработанный супругом, она открыла 219 переменных звезд и тем самым вписала свое имя в историю астрономической науки. Широкую известность получили опыты Цераского по изучению температуры Солнца. Он же оригинальным методом определил видимую звездную величину Солнца. Полученные тогда значения почти совпадают с современными данными.
Приехав в Москву, гости из Слуцка получили возможность вживую прикоснуться к истории, собственными глазами увидеть рабочую обстановку, научные приборы прошлого столетия и даже заглянуть в окуляр главной достопримечательности телескопа-рефрактора, который стараниями Цераского был установлен под главным куполом обсерватории в 1900 году и работает по сей день!
- У нашего телескопа, как видите, две трубы, - давал пояснения Ю. Менцин. - Одна - непосредственно для наблюдения, вторая - это большой фотоаппарат, фокусное расстояние у него шесть метров. Купол, где мы находимся, может поворачиваться - для этого теперь пользуются электродвигателем. А створки самого купола, как и прежде, приходится раздвигать вручную...
От обилия информации и ярких впечатлений даже у подготовленного человека могла закружиться голова. Но слуцкие девчата виду не подавали и вместе с другими гостями попросились на смотровую площадку, откуда открывалась панорама Москвы и, как на ладони, был Дом правительства, недостроенные башни Сити и другие "шедевры" современной архитектуры...
Вот, оказывается, чего опасался директор обсерватории Витольд Цераский еще сто лет назад, когда требовал от властей соглашения с застройщиками, чтобы не затевали по соседству высоких зданий - "дабы господам астрономам не заслонять меридиан". Не в пример дням нынешним доводы ученых мужей тогда принимали в расчет. Сейчас только и разговоров - как бы поскорее оттяпать у Академии наук и университетов "непрофильные излишки" в виде зданий и земельных участков в престижных местах. А когда-то Московский университет - по настоянию все того же Цераского! - прикупил на собранные пожертвования территорию, где сейчас располагается упоминавшийся уже Гидрометцентр России.
Евгений Шеффер, заместитель директора Государственного астрономического института им. Штернберга, по сути выросшего из обсерватории МГУ, рассказал о том, чем сегодня занимаются ученые ГАИШ - он гораздо больше известен под этой аббревиатурой. Ведущий научный сотрудник института Николай Самусь (в прошлом, как он сам признался, выпускник Белорусского госуниверситета) поделился впечатлениями от своих недавних поездок в Беларусь и страны Балтии в качестве сопредседателя Астрономического общества, которое продолжает работу на части территории бывшего СССР. По его словам, Беларусь - одна из немногих стран на постсоветском пространстве, "где в школах есть нормальное преподавание астрономии". А это, считает ученый, очень важно для гармоничного развития личности и формирования мировоззрения.
Владимир Дудко и его земляки-слутчане из Национально-культурной автономии "Белорусы Москвы" Александр Куницкий (автор научных трудов по экспериментальной баллистике ракет и космических аппаратов), Евгений Жалковский (в 90-е годы возглавлял Госкомиссию по запуску и управлению полетами космических аппаратов народно-хозяйственного назначения) и другие участники встречи с такой оценкой согласились и выразили готовность поддерживать разумные инициативы в этом направлении.