Франсуа Озон встретился с поклонниками в Москве

"Франсуа Озон: Поговорим?" - так была обозначена тема творческой встречи французского режиссера с его московскими поклонниками. Франсуа приехал в Москву в четвертый раз – он привез он свой новый фильм "Рикки", который выходит в прокат 4 июня.

Ни публика, ни пресса картину к тому моменту не видели – российская премьера прошла 1 июня. С новым творением Озона знакомы лишь кинокритики, посетившие в нынешнем году Берлинский кинофестиваль. Франсуа даже удивился: как так, "Рикки" еще никто не видел, а кинозал Центрального дома предпринимателей, в котором проходила встреча, полон. С чисто французским обаянием, подтверждая репутацию изысканного провокатора, Франсуа Озон больше часа отвечал на вопросы.

Любовь и кровь

Две излюбленные темы - любовь и смерть - в творчестве Озона интересовали аудиторию, пожалуй, больше всего.

Почему в каждом вашем фильме кто-то умирает?

Озон: Для меня в кинематографе есть две главные темы - это смерть и любовь. Любовь, как акт, секс. Именно их и сложнее всего реализовать на экране. Показать, что происходит с человеком, когда уходит его любимый - это для меня очень важно. К примеру, маленьким мальчиком я ходил с родителями на пляж и однажды увидел женщину, которая собирала вещи своего мужа. Он ушел купаться и не вернулся. Что же произошло с ней после такой трагедии? Поверила ли она в смерть своего мужа? Так родился сюжет фильма "Под песком". Тогда еще во Франции снимали серию фильмов на тематику "Все женщины - сумасшедшие". Таким был мой взгляд на вопрос.

О чем будет ваш следующий фильм?
Озон: Следующим фильмом станет картина под названием "Убежище". Съемки уже завершены и картина должна выйти на экраны в 2010 году. История будет в чем-то похожа на сценарий "Под песком". Это рассказ о женщине, друг которой принимает наркотики и погибает. Уже после смерти возлюбленного женщина понимает, что ждет ребенка. Она в замешательстве – стоит ли ей оставить малыша.

Почему ни одного вашего персонажа не жалко? Такое ощущение, что умерли - и, слава богу.

Озон: Да? Это проблема вашего восприятия. Я очень люблю своих героев и стараюсь рассказывать про таких людей, которые выделяются из серой массы. Именно за это мне и нравятся все мои герои.

"Рикки" и детство

Новая картина Озона "Рикки" рассказывает о том, как в обычной французской семье рождается младенец Рикки с весьма необычными способностями – малыш умеет летать.

Как родился сюжет фильма "Рикки"? И Рикки - это метафора?

Озон: Сюжет Рикки родился из книги. Я часто действую инстинктивно. Когда читаю книгу, любую, то у меня в голове сразу начинает складываться еще не снятое мною кино. Новелла англичанки Роуз Тремейн состояла из одиннадцати страниц. Меня заинтересовало то, что фантастическая история случилась в низшей социальной среде. А насчет метафоры, - это задача зрителей трактовать историю. Кто-то может счесть появление Рикки за проявления божьей благодати, кто-то решит, что это проклятие.

 
Видео: Сергей Куксин
В детстве вас считали маленьким ангелочком, как Рикки, или, быть может, маленьким дьяволенком?

Озон: Я скорее был маленьким дьяволенком. Для меня дети не обязательно являются ангелами. Еще Фрейд говорил о том, что дети - это ненасытные существа, которые во всем ищут только удовольствие.

Критики, видевшие ваш фильм в Берлине, говорили, что в нем мало характерного для вас вызова. Что бы вы им ответили?

Озон: У меня нет желания делать вызов, я просто хочу рассказывать истории. Я считаю важной семью, так называемые, семейные ценности. Я повзрослел. По началу, согласен, у меня было больше желания провоцировать. Теперь я считаю, что нужно действовать тоньше. Искать другие формы для провокации.

Тема детства звучит в картине "Рикки", ваш будущий фильм "Убежище" тоже, насколько это понятно, будет раскрывать эту тему. Что-то случилось в вашей жизни, что дети и семья выходят для вас на первый план в творчестве?
Озон: Я мужчина и никогда не пойму, что чувствует женщина, становясь матерью. Но для меня этот мотив действительно представляет большой интерес. Я обожаю младенцев. В "Рикки" мне было крайне сложно работать с нашими самыми маленькими актерами. Мы снимали несколько дублеров, потому что по закону, мы могли работать с малышами только час в день.  Пока у меня нет детей. Я снимаю кино. Быть может, когда я перестану снимать, тогда и смогу обзавестись ребенком.

Еще о теме семьи. В ваших картинах вы, мягко сказать, не лестно обходитесь с отцами. С чем это связанно?

Озон: Если хотите, это мой способ убить отца. Я предпочитаю делать это в кино, а не в жизни.

Если бы вы могли выбрать для себя любую экстраординарную способность, вы бы предпочли уметь летать, как это делает Рикки?

Озон: Я бы пожелал быть невидимым, чтобы наблюдать жизни людей, их повседневные дела.

Прагматик и художник

После успеха картины "Бассейн", которая собрала приличную кассу в США, что для европейских фильмов - редкость, у Франсуа был шанс уехать работать в Голливуд, но Озон рассказал, что не согласился идти в кабалу к продюсерам. Предпочитает по-прежнему самостоятельно придумывать идеи своих фильмов, писать сценарии, подбирать актеров и четко формулировать оператору, какую картинку он хочет получить. В кино Озон выбирает искусство, а не индустрию.

Франсуа, вы говорили о том, что в процессе работы над сценарием у вас в голове уже складывается тот идеальный фильм, который должен получиться. Но часто замысел расходится с результатом. Вам хоть раз удалось приблизиться к своему идеальному фильму?

Озон: Не думаю. Я уверен, что необходимо адаптироваться к тем вызовам, которые случаются во время съемок. К погодным условиям, например. Если идет дождь, а по сценарию, должно быть солнце, то прагматичнее снимать под дождем. Результат может оказаться еще лучше, чем было задумано.

Какой совет вы бы могли дать начинающим режиссерам?
Озон: Лучший совет молодым режиссерам - практика. Нужно снимать свое кино, не стараясь копировать, скажем, Эйзенштейна. Снимать на маленькую камеру, короткий метр, про друзей или про свою возлюбленную. Про то, что вас действительно волнует. И, конечно, любить кино и смотреть много фильмов. Это главная школа для режиссера.

Что для вас кино?
Озон: Кино - это удовольствие, хотя знаю, что многие режиссеры страдают во время съемок.

В ваших фильмах всегда удивительно подобран саундтрек, а в вашем плейере какая музыка?
Озон: Спасибо. Но я слушаю музыку, только если мне нужно отобрать саундтрек для фильма, а в жизни предпочитаю слушать тишину.

Вы не хотели бы стать членом жюри какого-либо фестиваля. Каннского, к примеру?
Озон: Я получал такое предложение, но предпочитаю быть оцененным, чем давать оценки.

Франсуа, в чем смысл жизни?
Озон: (к моменту, как был задан этот вопрос, Франсуа уже больше часа сидел под софитами и явно мечтал о неторопливой прогулке по Москве). В чем смысл жизни? А на улице такая хорошая погода. Вы не хотите прогуляться? Ну хорошо. У меня нет ответа на этот вопрос. Поэтому я и снимаю кино.