Со вчерашнего дня в России полностью прекращена наработка плутония-239, который используется в ядерном оружии. В ночь с 31 мая на 1 июня на Красноярском горнохимическом комбинате в ЗАТО Железногорск остановлен последний промышленный реактор. Тем самым Россия выполнила взятые на себя обязательства - прекратить (на паритетных началах с США) производство оружейного плутония, признав уже существующие его запасы избыточными для целей обороны.
Всего, по неофициальным сведениям, в СССР было построено и введено в действие 14 промышленных реакторов для наработки плутония-239. Шесть - на территории нынешнего ПО "Маяк" (город Озерск Челябинской области), пять - на Сибирском химическом комбинате в Томске-7 (ныне - закрытое административно-территориальное образование Северск) и три - на Красноярском горнохимическом комбинате. Это единственное в своем роде предприятие, полностью расположенное под землей. Его упрятали в скальных выработках на берегу Енисея в 50 километрах к северо-востоку от Красноярска. Теперь это градообразующий объект ЗАТО Железногорск.
Между 1987 и 1992 годами, когда СССР и США активно разоружались, у нас были остановлены семь из четырнадцати реакторов. Американцы к середине 90-х остановили все свои реакторы-наработчики, а в одном (на территории Хэнфорского ядерного комплекса) даже успели сделать музей и возили на экскурсии любопытствующих. В свое время там довелось побывать и автору этих строк.
После 1992 года, уже в суверенной России, были остановлены (правда, без особой огласки) еще четыре таких объекта, в том числе тяжеловодный реактор на ПО "Маяк". А три уран-графитовых реактора (два в Северске и один в Железногорске) все жгли и жгли в своем чреве урановые стержни, нарабатывая в процессе цепной реакции плутоний-239. Объяснялось это тем, что три упомянутых реактора имели двойное назначение: одновременно в плутонием давали тепло и горячую воду в дома самих атомщиков. А в двух ЗАТО - Северске и Железногорске - в общей сложности более 150 тысяч жителей. И чтобы остановить реакторы, нужно было создать замещающие тепловые мощности.
В Северске было решено реконструировать и расширить для этих целей уже существующую в городе ТЭЦ. Два года назад эту работу завершили, и оба реактора там остановлены. Последний, четырнадцатый реактор, продолжал работать в Железногорске - туда еще не пришли обещанные тепло и горячая вода Железногорской ТЭЦ. Но к осени, уверяют строители, все будет готово. И под эти обещания гендиректор "Росатома" Сергей Кириенко издал распоряжение: 31 мая 2009 года в 24 часа остановить последний реактор на Красноярском горнохимическом комбинате и вывести его "в режим резервного ожидания".
Как пояснили "РГ" на самом комбинате, окончательный крест на реакторе еще не поставлен. Напротив: летом на нем проведут планово-предупредительный ремонт. И если, паче чаяния, строители Железногорской ТЭЦ не сдержат обещания, реактор придется запустить по новой. Что, конечно, не сделает чести ни "Росатому", ни России в целом - с учетом принятых нами международных обязательств.