Премьер-министр России Владимир Путин вчера прибыл в город Пикалево в Ленинградской области, где два дня назад жители перекрыли трассу Новая Ладога - Вологда, требуя решить проблему безработицы и задолженности по зарплате.
Ситуация в Пикалеве осложнилась в прошлом году из-за остановки трех градообразующих предприятий, ранее образовывавших единую технологическую цепь. На этих предприятиях работала значительная часть 22-тысячного населения города. Второго июня жители города почти на сутки перекрыли дорогу Новая Ладога - Вологда, освободив проезжую часть только после переговоров с властями и руководством компании. Происходящее вызвало возмущение ряда представителей госвласти и Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР). Федеральная антимонопольная служба в начале 2009 года предписала одному из предприятий либо возобновить производство глинозема, либо выставить ПГЗ на продажу. А 3 июня депутаты-"единороссы" Андрей Исаев и Михаил Тарасенко выступили с предложением о национализации трех заводов в Пикалеве. В пояснительных документах к законопроекту о национализации, уже внесенному в Госдуму, говорится, что передача предприятий из рук частных собственников в руки государства может обойтись примерно в 1,5 миллиарда рублей. Впоследствии, считают законодатели, все три завода необходимо продать эффективному владельцу на условиях объединения их в единый производственный комплекс.
Премьер-министр в сопровождении собственников предприятий посетил объекты и затем провел рабочее совещание с участием вице-премьера Игоря Сечина, главы минрегиона Виктора Басаргина, полпреда президента в Северо-Западном федеральном округе Ильи Клебанова, губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова, главы ФАС Игоря Артемьева, главы РЖД Владимира Якунина, а также собственников предприятий и представителей трудовых коллективов.
- Я бы мог не ездить в Ленинградскую область, не встречаться с жителями Пикалева. Я бы мог собрать вас всех в Москве, потому что сложившаяся ситуация мне хорошо знакома, - сказал Путин, как только приехал в Пикалево, чтобы встретиться с местным населением и провести совещание с собственниками заводов и чиновниками. - Но я специально собрал вас здесь, чтобы вы собственными глазами увидели, до какого состояния вы довели целый город, и всему виной ваши амбиции, ваш непрофессионализм, ваша жадность. Вместо того, чтобы сесть за стол переговоров и провести модернизацию системы управления заводом, вы погрязли в претензиях к друг другу.
И хотя за несколько часов до приезда Владимира Путина пикалевцам перечислили зарплату и отдраили остановленные заводские помещения, премьер возмутился.
- Это ж надо, превратили завод в помойку, - говорит Путин, едва переступив порог "БазэлЦемента". - Вы думаете, я не знаю, забегали перед моим приездом, как тараканы.
Олегу Дерипаске, собственнику "БазэлЦемента", оставалось только оправдываться.
- Предприятие уже попало в РУСАЛ в разделенном виде. В конце 2007 года ситуация на внешнем рынке начала меняться: мы стали терпеть убытки, 3 тысячи рублей на тонну. Тогда мы рассмотрели вопрос передачи предприятия в строительную группу, чтобы акцентироваться на производстве цемента, - рассказывает Дерипаска.
Однако договориться между собой собственники так и не смогли. Затянувшийся конфликт и нежелание сесть за стол переговоров привели к полной остановке пикалевских предприятий в феврале 2009 года.
- Хотите вы этого или нет, но единый комплекс трех предприятий все равно будет создан, даже без вашего участия, - пообещал премьер.
Видимо, такой расклад нынешних собственников не устраивал. Так что глава "Фосагро" Максим Волков доложил Путину о подготовленном соглашении, согласно которому на ЗАО "Ба зэл Цемент-Пикалево" предусматривается возобновление поставок сырья, необходимого для начала производственного цикла.
- Вы подписали? - спросил Путин у Волкова.
Тот ответил утвердительно.
- Олег Владимирович (Дерипаска. - "РГ") подписал? Я не вижу вашей подписи, идите и подпишите, - позвал Путин.
Дерипаска внимательно прочитал документ и поставил свою подпись.
Досталось не только бизнесу, но и местным властям. "Никто не убедит меня в том, что руководство области сделало все от него зависящее, чтобы помочь людям", - сказал глава правительства. Он рассказал, что, когда заявил о своей готовности отправиться в Пикалево, руководство региона предложило ему ехать не в этот город, а посмотреть другое новое предприятие. Но Путин отказался.
Премьер также поручил губернатору Ленинградской области Валерию Сердюкову и Олегу Дерипаске за пару дней "достичь соглашения об использовании ТЭЦ", а минэнерго, по его словам, уже дано поручение создать механизм кризисного управления энергетическими мощностями в тех местах, где они безальтернативные.
Впрочем, в какой-то момент Путин практически сменил гнев на милость. Минфину было поручено проработать вопрос госгарантий для кредитных ресурсов в случае комплексной модернизации "БазэлЦемент-Пикалево". И прямо на совещании ВТБ выразил готовность поучаствовать в модернизации в случае появления долгосрочной программы восстановления производства в Пикалеве. А пока банк готов предоставить оборотные средства "БазэлЦементу" для возобновления производства.
Владимир Путин решил сам подвести итоги проведенного совещания.
- Во-первых, 41 миллион рублей сегодня был перечислен для погашения задолженности по зар плате. Во-вторых, подписано трехстороннее соглашение о совместном пользовании инфраструктурой. В-третьих, определена стоимость используемого сырья, а также дано согласие на запуск ТЭЦ, из-за остановки которой жители Пикалева долгое время оставались без горячей воды.
Разобравшись с этими проблемами, Владимир Путин приступил к еще одной - акциям протеста в Пикалеве. Он заявил, что митинги были спровоцированы теми, кто не хотел его визита в этот город. Произошедшее 2 июня перекрытие дороги Путин назвал нарушением закона. "Я думаю, что это было сделано теми, кто не хотел, чтобы я сюда приехал. Может, это было сделано в сговоре, и может быть, за деньги", - сказал Путин.
В заключение Владимир Путин обратился с просьбой к жителям Пикалева.
- Прошу вас больше никогда не использовать незаконные методы борьбы. Закон нарушать нельзя! - пришел к выводу премьер.