В рамках прошедшей коллегии Росавиации топ-менеджмент авиакомпаний, лидеры профсоюзов и авиавласти обсуждали меры по выводу отрасли из кризиса. Как считает заместитель руководителя Росавиации Олег Клим, "реализация и дальнейшая выработка антикризисных мер в сфере гражданской авиации России является важным фактором стабильного функционирования авиаотрасли", поскольку в настоящий момент основные производственные показатели ее за первые 4 месяца 2009 года сократились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года более чем на 20%.
Действительно, российские авиакомпании сегодня находятся в ущербном положении. В условиях роста прошлых лет, считает заместитель министра транспорта Валерий Окулов, авиакомпании "сметали" с рынка любую иностранную технику и персонал низкого уровня. В итоге к кризису перевозчики пришли со старым парком техники и сотрудниками, которых необходимо переучивать. Сейчас в эксплуатации российских авиакомпаний находится 2665 единиц отечественной техники, из которой только 111 - самолеты нового поколения. Значительную же часть авиаперевозок выполняют 447 иностранных самолетов, которые эксплуатируют наши авиакомпании. Статистика показывает, что дальнейшее развитие воздушной авиации невозможно без обновления парка самолетов.
Для поддержки авиаперевозчиков и обновления парка самолетов государство ввело льготные таможенные пошлины на ввоз иностранных судов. Этим уже успели воспользоваться три авиакомпании: ЗАО "Авиа менеджмент групп" приобрело в лизинг 8 швейцарских самолетов, ГТК "Россия" приобрела в лизинг 3 американских Boeing-767-300 и до конца года приобретет еще 4 самолета Airbus. АК "Трансаэро" приобрела в лизинг под сниженные пошлины 15 самолетов Boeing.
Правда, как отметила гендиректор "Трансаэро" Ольга Плешакова, авиакомпания вынуждена будет выплатить 42% таможенных пошлин и 42% стоимости на обеспечение гарантий по самолету Boeing 737-800, который будет поставлен 1 июня. Она поставила под сомнение правильность действий ФТС и посчитала спорным объяснения таможенной службы, что из-за убытков, которые государству принес альянс AiRUnion ($110 млн), должны страдать другие перевозчики.
Между тем, как сообщает минтранс, правительство РФ для поддержки авиакомпаний в настоящее время реализует ряд постановлений. В частности, постановление, которым утверждены правила предоставления из федерального бюджета коммерческим банкам субсидий в размере 30 млрд рублей на возмещение затрат и недополученных доходов по сделкам авиакомпаний в части, не компенсируемой доходами от продажи имущества, предоставленного по договору залога в обеспечение кредита на 2008-2009 годы.
Вопрос о субсидировании авиакомпаний достаточно остро прозвучал на коллегии Росавиации. Перевозчики ждут субсидий и опасаются, что не успеют получить обещанное, поскольку срок действия постановления - до сентября 2009 года, а деньги поступают либо с задержкой, либо банки и вовсе отказываются кредитовать авиакомпании.
Ситуация у всех разная. Финансовый директор ФГУП "ГТК "Россия" К. Карнович сообщил "РБГ", что авиакомпания получила от Банка ВТБ кредит под гарантии государственной корпорации "Ростехнологии" в размере 2,5 млрд рублей.
1,7 млрд рублей были направлены на погашение кредиторской задолженности, а также на совершение платежей, связанных с перевооружением авиапарка.
По словам начальника службы по связям с общественностью авиакомпании "ЮТэйр" Юрия Мушихина, компания не получила каких-либо средств в рамках постановления N 964 о субсидировании предприятий авиаотрасли. Но, как и другие авиакомпании, "ЮТэйр" участвует во всех процессах по предоставлению субсидий и рассчитывает на положительный результат.
В авиакомпании "Сибирь" (бренд S7) также отметили, что пока средств не получали.