Иван Дыховичный устроил "свадебный лохотрон" в фильме "Европа-Азия"

По шоссе идет Ксения Собчак. Движется красиво, гламурно и многообещающе, особенно при всем своем параде на фоне лесных просторов и песчаных насыпей вдоль дороги. Но ее актерским способностям не суждено будет проявиться в полной мере - секунда, и героиня Ксении взлетит в воздух. Не из-за того, что почувствует себя как птица, а потому, что старенькая "копейка" на полной скорости собьет девушку, даже во время полета не выпускающую мобильный телефон из рук…

"На всякий случай, вообще-то это комедия", - предупреждал на премьере фильма "Европа-Азия" на "Кинотавре" режиссер Иван Дыховичный. Главным событием в которой стала не летающая Собчак, выразительно эпизодически глядящий в камеру Иван Ургант (в роли эмигранта, ностальгически ищущего приключений на свою голову на родине) и нервно ведущий машину Сергей Шнуров, а дебют в кино телеведущей Татьяны Лазаревой, кого Иван Дыховичный давно хотел снять, но вот на "Европе-Азии" это случилось впервые.

За ее спиной раскинется современный сказочный лес, в котором водятся (не ряженные!) Лешии, Аленушки с братцами Иванушками, козленочки и агрессивная Красная шапочка, избивающая милиционера (по всем  приметам - современного серого волка в людском обличье и погонах) до полного отключения мозгов вооруженного стража порядка. В чьем сознании будет происходит вся сказочно-абсурдистская кутерьма - понять сложно, тем более что все шероховатости и нестыковки сюжета обильно камуфлируются реками водки, льющимися с экрана словно на Ниагарском водопаде. В основе фильма - одноименная пьеса братьев Пресняковых, поместивших банду жуликов на трассу Москва-Екатеринбург. Около стеллы, которая разделяет Европу и Азию, они изображают свадьбу, и чтобы "развести" проезжающих на денежные подарки молодоженам, обильно поят всех разбавленным спиртом, каждый раз разыгрывая мини-спектакль. Их жертвами становятся милиционеры и бандиты, промоутеры и политтехнологи, иностранцы и соотечественники, - и к каждому они находят свой индивидуальный подход. "Да, время ужасное, но лучше не будет, так что давайте мобилизуемся", - девизом звучит из уст одного из банды попрошаек, и, надо констатировать, их свадебный лохотрон на дороге оказывается очень прибыльным, хоть и рискованным занятием: чтобы остановить очередного "клиента", приходится чуть ли не под колеса автомобилей бросаться.

Татьяна Лазарева в роли предводительницы мошенников среди этого балагана выглядит действительно великолепно: хоть презентуя водку, хоть читая монолог Шарлоты из "Вишневого сада". Она играет бывшую актрису, из-за несговорчивого нрава и нежелания спать с театральными режиссерами ради ролей оказавшуюся на обочине дороги, но не на обочине жизни - здесь у нее каждую секунду - бенефис, ведь чтобы развести на деньги проезжих, нужны не только задатки психолога, но и блестящие актерские данные, коими телеведущая безусловно обладает.

Как ни странно, несмотря на окровавленного милиционера, как минимум четырех разбившихся после свадебного угощения водителей и связанного человека в багажнике автомобиля (причинно-следственные связи в фильме невероятно хаотичны по сюжету, если не сказать, случайны), пока это самая жизнерадостная картина, показанная на фестивале.

Создатели фильма были очень довольны собой и тем, что у них в результате из пьесы получилось.

прямая речь

 

Иван Дыховичный, режиссер:

- Это пьеса про людей. У нас больше про милиционеров снимают и про бандитов, но мне этого не хотелось. Хотя у меня в картине тоже два шикарных бандита есть… Прежде всего, я стал говорить с Сережей Шнуровым - в фильме должна была быть очень ясная музыка, и я получил огромное удовольствие от работы с Сережей. То, что его песни звучат над этой огромной тайгой, мне кажется, огромной удачей фильма, и его музыка нисколько не мешает, а только прибавляет картине дыхания. Следующий шаг - я очень хотел снять Таню Лазареву, которую считаю большой актрисой. Она состоялась в жизни, я ее, конечно, не мог открыть, но это - ее новая мастерская работа…

Я снял картину за тридцать дней, потому что мы застали огромный световой день - 16 часов. Все происходит на одном месте, в кадре всегда находится много людей, они все время должны жить, а это - большая проблема. Олегу и Владимиру Пресняковым я даже предложил немножко переделать пьесу для фильма. Замечательные питерские актеры, которые там снимались, все так тонко почувствовали! С московскими я бы сделать этот фильм не смог… Я работал в театре, у нас был один артист, который у Эфроса играл в "Вишневом саде", и хорошо играл, но как только заканчивались его реплики, он прекращал существовать в роли, стоял и ковырял в носу, смотрел на публику. Эфрос подошел к нему вот прямо во время спектакля: "Вы! Вы думаете, что вы хороший артист? Да вы ужасный!" Этот случай я запомнил на всю жизнь. А в кино особенно заметно, когда какой-нибудь человек выпадает из кадра. Кажется, этого нам удалось избежать. Даже в таком трудном жанре - вроде и фарс, и абсурд…