В русской провинции жили-были два брата. Любили жен и любовниц, играли себе в хоккей в местной команде, мечтали о прекрасном будущем - но как-то так платонически, без вожделения… Но вот однажды в их город приехал знаменитый агент НХЛ, и предложил младшему брату головокружительный контракт. Пообещал, что тот у него в Миннесоте будет играть, а парень и поверил…
Режиссер Андрей Прошкин (сын Александра Прошкина) и автор сценария Александр Миндадзе представили на открытом российском кинофестивале в Сочи свою новую картину "Миннесота". И рассказали на "Кинотавре" о том, как мужчине сегодня попасть в рай на земле. Что этот рай из себя представляет - по крайней мере, в сознании молодых бугаев из провинции. Какие истеричные отношения бывает, складываются между двумя братьями - когда буквально то дружба до гроба, то ненависть до топора. Про мужскую точку зрения, с которой снята картина (снимать про хоккей с точки зрения женской - вот это был бы нонсенс). И про любовь к русской провинции, всегда по наследству проявляющуюся в фильмах Прошкина-младшего уже на стадии выбора натуры.
Александр Миндадзе, сценарист:
- Наша история - про то, как катапультироваться из тьмы в дом с бассейном, с Майклом Джексоном, со слугами и мартини… А хоккей - это лотерейный билет, и единственный шанс, когда ты вдруг выбираешься куда-то из своей жизни и становишься в ряд с теми молодыми людьми, которых вы видите в газетах и на телевидении. Абсолютно из полухулиганов с перспективой бандитизма и отсидкой вдруг они вытягивают за счет своих мышц счастливый билет и попадают совершенно в другой мир - вы можете посмотреть на их счастливые лица на глянцевых картинках - это все люди со двора, и это явление социальное, так что все узнаваемо…
Андрей Прошкин, режиссер:
- У меня мистический выбор натуры, который пошел еще с фильма "Игры мотыльков". Мы приезжали в какие-то города, проводили там некоторое время и смотрели, - екает внутри или нет. Здесь было то же самое. Это не то сразу приезжать в другой город смотреть конкретные объекты, -мы ищем ощущения для себя, потому что от энергетики места, в котором ты снимаешь, у меня по крайней мере очень многое зависит. Когда более предметно стали заниматься, все усложнилось, и в итоге поучилось три города: Ярославль, Кострома и Рыбинск. К сожалению, не такой был большой бюджет, мы несколько себя ограничили и не поехали совсем в даль, просто понимая, что нам не хватит денег. Хотя первая моя мысль была - Нижний Тагил. Тем более что Миндадзе мне сказал: "Старик, я там был, ничего не помню, гениальный город…"
Что касается хоккея, как он, зачем и почему, - это мечта и, я бы сказал, необходимость для данных людей. Это не столько успех в привычном понимании, сколько им требуется получить возможность очень полной самореализации, выплеска. А люди, которые мечтают существовать на невероятно высоком градусе, понимают, что он редко достижим в нормальной жизни. Вот хоккей для них - то место, где они могут приблизиться к подобной возможности реализации. Так я понимал, воспринимал и, собственно, снимал.
Поверьте, очень сложно сделать из актера, который никогда не стоял на коньках, настоящего хоккеиста. На это требуются годы. Мы располагали всего месяцем, но у нас был тренер Эдуард Иванов - знаменитый хоккейный защитник, трижды олимпийский чемпион, он сделал все, что мог, и ребята выложились, и в итоге достаточно неплохо с задачей справились. (Главные роли играют Сергей Горобченко и Антон Пампушный. - прим. ред.)
Я знаю про серьезные нарушения относительно реалистичности каких-то процессов, они абсолютно сознательны, потому что про оценку среди хоккеистов я не думал - мне важно мнение любого зрителя вне зависимости от его профессии, просто мнение человека. А профессиональный разбор я уже однажды проходил, когда снимал картину "Спартак и Калашников" - кинологи и люди, профессионально занимающиеся беспризорными детьми, так на меня смотрели, что просто под землю хотелось провалиться. Но в новой картине по части атмосферы визита агента-жучка в маленький горд в крохотную команду мы много консультировались, и, кажется, ничего не переврали.
Главная сцена фильма - когда старший брат долго-долго бежит за младшим убивать его. Если бы у меня была возможность, я бы актеров неделю бегать заставлял.
Но у Сергея Горобченко большие проблемы с коленом, он, бывает, и ходит-то с трудом. Но на съемках ни одного ужаса, который от него идет - про него много рассказывают, так вот ни одного слова, что я там не могу, я не слышал. Более того, у нас есть эпизод, где у него в кадре вылетело колено. Он доиграл сцену до конца, а после команды "стоп" просто сел на землю…