Прокомментировать изменения в Законе "О библиотечном деле" мы попросили одного из разработчиков этих поправок, заместителя директора Российской государственной библитеки Нину Хахалеву.
- Поправки в Федеральный закон "О библиотечном деле" обоснованы тем, что в законе необходимо четко сказать о библиотечном фонде как о культурном достоянии народов Российской Федерации. В существующем законе об этом есть отдельная статья, но она очень расплывчатая.
Проблема заключается в том, что библиотечный фонд должен быть актуальным. Он должен постоянно обновляться, часть фонда - списываться. Существуют международные нормы, согласно которым одна десятая часть библиотечного фонда в год или весь фонд один раз в десять лет должны обновляться в публичных библиотеках. В то же время есть библиотеки-депозитарии, в которых литература должна храниться постоянно.
До сих пор на практике многое зависело от того, как понимает значение библиотечного фонда непосредственно руководитель библиотеки. Кто-то старался больше сохранять книги в ущерб обслуживанию читателей, а кто-то, наоборот, максимально обеспечивал доступ к фонду, в результате чего книги быстро изнашивались.
Мы ввели отдельные понятия: "библиотечный фонд", "национальный библиотечный фонд" и "книжный памятник". Библиотечный фонд - совокупность изданий, которые используются для обслуживания читателей. Но при этом часть его, названная "национальный библиотечный фонд", должна храниться постоянно и передаваться от поколения к поколению. Эта часть формируется на основе системы "обязательного экземпляра", и в нее же включены книжные памятники.
"Обязательный экземпляр" был и раньше. Он необходим, чтобы сохранять в определенном количестве экземпляров весь наш национальный книжный репертуар, как это делают все развитые государства. Но понятие "книжный памятник" в закон введено впервые. В этой части библиотечного фонда необходимо сохранить не только содержание, но и форму книги. Речь идет только об особо выдающихся изданиях. В отличие от архитектурных памятников, ландшафтов и других недвижимых памятников редкие и рукописные книги у нас оказались вне сферы законодательства об охране памятников культуры. Когда происходила кража редкой книги и мы выходили на суды, защищая библиотечный фонд, нас спрашивали: а где зафиксировано, что эта книга является ценным культурным достоянием? Мы вынуждены были объясняться на языке профессионального понимания. Но это не имело юридической основы.
Сейчас в законе четко определено, что такое "книжный памятник", сказано, что он находится под охраной государства и что книжные памятники должны регистрироваться. Издание только тогда приобретает статус книжного памятника, когда оно зарегистрировано, когда его статус подтвержден специальным органом. Это касается не только библиотек, но и частных книжных собраний.
В связи с этим накладываются определенные ограничения и на использование книжных памятников. В отличие от обычного библиотечного фонда книжные памятники должны сохраняться на века в первозданном виде. Здесь обеспечивается приоритет сохранности над доступностью. Копия с книги, факсимильная, электронная или микрофильм, делается только один раз. Этой копией может пользоваться любой читатель. Оригинал же выдается только для специалистов-исследователей.