После десяти лет волокиты власти пообещали достроить Коми-Пермяцкий театр

Спектакли в национальном театре Кудымкара уже год играют в буфете - сцена разрушена.

Знак недочета

- Так вот же он, у вас за спиной! - воскликнула прохожая, когда журналисты "РГ", поколесив по столице Коми­округа, потеряли театр из виду. Искали ветхое деревянное здание, а пришли к огромной кирпичной коробке - будущему помещению театра. "Только не с крылечка заходите, а через калиточку!" - предупредила жительница Кудымкара.

На дощатом театральном крыльце, крашенном в цвет увядающей зелени, висит фанерная афиша. На ней красными буквами летящим почерком - по старомодному - выведено название недавно сыгранной премьеры: "Жизнь прекрасна". А над калиткой, через которую попадают в театр посетители, натянута колючая проволока. На калитке надпись: "Коми-­Пермяцкий окружной ордена "Знак Почета" драматический театр". Это вход в театр, которому через два года исполнится 80 лет. Единственный профессиональный национальный театр из всех, работающих в национальных округах России. Недавний лауреат "Золотой маски". Первую и последнюю реконструкцию этот театр пережил в 1964 году - 45 лет назад вместо деревянного зрительного зала построили кирпичный. Новое здание решили построить около десяти лет назад. С тех пор и строят.

- Я обвиняю себя в том, что мы позволили сломать нашу сцену, - сетует директор Коми­-Пермяцкого театра Анатолий Четин. - Новое здание обещали построить за два года. И предложили пока переехать в какие-то гаражи на окраине города или во Дворец культуры… Уж сколько лет прошло! А театр остается в руинах.

Строительный антракт

В начале 2000-х годов, когда Коми­округ еще жил обособленно от Пермской области, инженеры спроектировали для театра прекрасное трехэтажное здание с колоннами и даже с куполом, где должны были удобно расположиться мастерские, цеха, гримерки и репетиционные залы. Этот проект стоил 350 миллионов рублей. Для Коми­округа, где нет производств, а люди зарабатывают на нелегальной продаже леса, такие деньги - немыслимая роскошь. Но три четверти этой суммы были заложены в федеральном бюджете. После объединения округа с Пермской областью в единый край театр в Кудымкаре потерял данный источник финансирования. К этому времени в театре успели сломать сцену, на ее месте заложили фундамент нового здания, начали строить - и бросили.

Кто виноват в том, что на долгие годы театральная стройка оказалась замороженной, выяснить невозможно. Чиновники в Коми­округе упрекают Пермскую администрацию в нерасторопности и скаредности - ведь теперь масштабная и дорогая стройка легла на плечи края. А Пермская администрация обвиняет управленцев Коми­округа в "недальновидной политике". Сейчас отвечать за пожароопасный театр, играющий спектакли в собственном буфете, и вовсе некому: чиновники, принявшие решение о приостановке строительства, давно потеряли свои посты.

А театр между тем хочет жить: поиграв спектакли на плохо оборудованной сцене местного Дворца культуры, артисты вернулись в свой полуразрушенный деревянный театр. В зрительном зале закрыли досками оркестровую яму и сложили здесь на хранение декорации к спектаклям: стулья, шкафы, столы, чемоданы, пыльные пластмассовые пальмы. Посреди разрухи стоит потрепанный ящик с надписью "Счастье мое" - реквизит еще к одному оптимистическому спектаклю.

Вместо малой сцены теперь швейный цех. Портнихи говорят, что до сих пор хранят костюмы к спектаклям, игранным еще в 1954 году. По мере необходимости эти наряды подновляют и снова пускают в оборот. Столярный цех остался на своем месте. Театральные плотники и перестраивали просторное по меркам провинциального театра фойе и буфет в маленькую сцену с залом на 70 мест.

- Нам постоянно приходится искать новые формы, - с чеховской тоской говорит директор театра. - Это необходимость: у нас же на сцену ни одного настоящего входа-­выхода нет!

Перед спектаклем актеры, уже загримированные и переодетые, уточняют у театрального завхоза, выключил ли он телефон в своем кабинете. Это не примета, не ритуал: кабинет расположен рядом с буфетом, и телефонные трели громко и всегда некстати вмешиваются в ход спектакля.

Буфетная экономика

К сожалению, в нынешних "буфетных" условиях Коми-­Пермяцкий национальный театр не может играть свои главные спектакли - на родном языке. На их постановку не жалели средств: для "Легенды о Кудым-Оше" сшили 140 костюмов (вся труппа - 30 человек), специально заказали музыку - в общем, потратили два миллиона рублей. Для сравнения, рядовая постановка обходилась театру в 600 тысяч рублей. Сейчас расходы на каждую премьеру сократились в три раза: чтобы организовать спектакль в буфете, нужно всего 150-200 тысяч рублей. За сезон театр выпускает шесть-­семь таких премьер, со старомодными афишами и обнадеживающими названиями. Но что любопытно: судя по театральным ведомостям, за год спектакли Кудымкарского национального театра смотрят 39 тысяч человек. А население самого города Кудымкара - всего 30 тысяч человек, из которых взрослых платежеспособных граждан - меньше половины.

- Сейчас звонила зрительница, - кладет телефонную трубку директор Анатолий Четин. - Спрашивала, есть ли билеты на следующий месяц - думаю, уже проданы. Люди со всего округа к нам едут. Они и отстояли театр: когда пожарные хотели его закрыть, люди стали собирать подписи в нашу поддержку, подняли региональную прессу.

Кстати, несмотря на тяжелые условия, в которых несколько лет приходится работать, никто из артистов не покинул труппу. Актеры и служащие дождались: на днях утвержден еще один, новый проект их театра. Как говорят в администрации края, "когда губернатору все надоело", он взялся лично контролировать главный культурный долгострой региона.

Комментарий

Яков Силин, заместитель руководителя администрации губернатора Пермского края:

- В бюджет Пермского края заложено 467 миллионов рублей на завершение строительства национального Коми­-Пермяцкого театра. В ближайшее время пройдет конкурс среди строительных организаций, и стройка возобновится. Надеюсь, что за 2009-10 годы мы достроим театр.

Не берусь судить, почему данное здание не было достроено вовремя. Однако сегодняшнее положение театра перестало устраивать администрацию Пермского края: за 3,5 месяца создан новый проект реконструкции, на подготовку которого мог уйти год.

Первый проект появился еще в 2000-е годы, когда в моде была архитектурная гигантомания. Уже тогда возникли вопросы по масштабу этого проекта, правда, уже после того, как заложили фундамент. Считалось, что при расходах на строительство более 350 тысяч рублей можно получить федеральное финансирование. Но в то время не учли, что в Коми­округе живет всего около 130 тысяч человек, и что огромный театр в маленьком городе не окупится даже наполовину. Пришлось бы в разы поднимать цены на билеты, либо администрация вынуждена была бы тратить огромные средства уже на то, чтобы протопить это здание. В новом проекте мы убрали гаражи, предусмотренные ранее. Количество мест в зале меньше, входная группа - проще, купол над входом - площе. Общая площадь помещений сократилась на три тысячи квадратных метров - с 17 до 14 тысяч. Не думаю, что эти изменения скажутся на творчестве труппы.

В любом случае, стройка будет завершена, несмотря на экономический кризис.