17.06.2009 02:00
    Поделиться

    В Москве открылся фестиваль израильского кино

    Фильмом-открытием фестиваля стала картина "Вальс с Баширом" Ари Фольмана - номинант на "Оскар-2008", обладатель премий "Золотой глобус" и "Сезар" за лучший иностранный фильм 2009 года, копродукция Израиля, Германии и Франции.

    Эта документальная анимация об участии Израиля в гражданской войне в Ливане выходит в российский прокат 18 июня. А представить фильм специально на открытие фестиваля приехал его художник Дэвид Полонски.

    Российская газета: Почему был выбран жанр анимации, а не документального кино?

    Дэвид Полонски: Ари Фольман изначально хотел именно анимацию. "Вальс с Баширом" - это не политический манифест и не историческая хроника войны. Анимация - тот жанр, который позволяет показать воспоминания о войне, в которых до конца неясно, где реальность, а где отражение подсознания солдат.

    РГ: Насколько было сложно скрестить анимацию с документалистикой?

    Полонски: Технологически картина не отличается от любого другого мультипликационного фильма. Работа мультипликаторов шла следом за рассказами участников военных событий и не изменяла их ни в чем. Ари Фольман снял документальный фильм, состоящий из интервью, документальной хроники, но в конце концов этот фильм остался лишь как звуковая дорожка к мультипликационному ряду.

    РГ: Рисовать войну было сложно?

    Полонски: Интересно. Сложной эта задача стала, когда мы достигли середины нашей работы в 2006 году. Тогда картинки, которые мы рисовали, стали появляться на экранах телевизоров. Началась так называемая вторая ливанская война. Снова - то же сумасшествие, та же глупость. История повторялась в виде фарса. Оказалось, что люди не сделали никаких выводов из событий восьмидесятых годов в Ливане.

    РГ: В Каннах после просмотра "Вальса с Баширом" говорили о том, что картина шокирует.

    Полонски: Может быть, окончание фильма дает такой эффект, переход из анимации к видеохронике. Довольно страшные кадры.

    РГ: Для современного Израиля эта картина какое имеет значение?

    Полонски: Я не возьмусь говорить за весь Израиль, но картина была принята в стране положительно. Быть может, потому, что ранее она получила международное признание. Особое впечатление картина произвела на ветеранов разных израильских войн. Они мне говорили, что "Вальс с Баширом" позволил им подключиться к собственным воспоминаниям. Они начинали обсуждать друг с другом войну, о которой молчали и двадцать, и тридцать лет, заполняли собственную черную дыру памяти.

    РГ: Что вы для себя поняли про войну, про взаимоотношения в регионе, работая над фильмом?

    Полонски: Эта работа позволила мне побеседовать с людьми из арабских стран, которых я встречал во Франции, в США после показа фильма. Мне довелось говорить с ними на нейтральной территории. Я до определенной степени смог освободиться и посмотреть на те конфликты, которые происходят в регионе, со стороны. Некоторым ливанцам, которые видели фильм, он очень понравился. Этот клочок земли, на котором находятся Израиль, Ливан и еще многие страны и стороны конфликта, объединяет море, климат...

    РГ: Да и люди очень похожи. Вы не согласны, что так эмоционально относиться друг к другу могу только очень близкие, похожие люди?

    Полонски: И люди похожи намного больше, нежели они хотят признавать. Моя личная история говорит о том, что люди вообще очень похожи. Но похожи по-разному. Я семит. Я похож на арабов в этом смысле. С другой стороны, я родился и жил до восьми лет в Киеве. И мои родители уехали из Киева потому, что им там неудобно стало жить. Если есть какой-то вывод из работы над фильмом, из моей личной истории, то он таков - люди разных стран и народов вообще очень похожи. Они любят и ненавидят друг друга одинаково.

    Поделиться