В День России под Самарой впервые отгремел фестиваль "Рок над Волгой". По масштабности (167 тысяч человек) и звездному составу событие поставили в один ряд с "Нашествием".
Информация о проведении фестиваля появилась за месяц до его открытия. Потом внезапно поменялась площадка: было выбрано поле в нескольких километрах от Самары. Скепсис в связи с организацией столь масштабного мероприятия: рассчитывали на 100 тысяч слушателей, сохранялся до последнего. Однако, не считая изнуряющей жары (до 35 градусов в тени), кажется, организаторы сумели предупредить все чаяния любителей рока.
Фестиваль прошел в формате нон-стоп с 11.00 до 24.00 в поле в 20 ГА, окрещенном Красный пахарь по аналогии с расположенным рядом поселком. Как заметили со сцены еще в начале мероприятия - это прямо-таки знаковая вещь, готовое название для рок-группы. Встречали "самарских жаворонков", как выразились сами музыканты (впрочем, на поляну приехали поклонники тяжелой, но душевной музыки со всего Поволжья и столичных регионов) ребята из молодой московской группы "Дайте 2". Открывать рок-фестиваль всегда непросто, но, несмотря на легкую весовую категорию (до 50 килограмм), юный возраст - 25 лет и слабый пол солистка Людмила Махова получила удовольствие и настроила прибывающих поклонников на нужную волну. И как иначе, если эту группу "сосватал" фестивалю один из организаторов Константин Кинчев "Алиса". Да и у самих ребят настрой серьезный.
- Последние годы словосочетание русский рок используется скорее как отживающее явление, даже ругательство, хотелось бы возродить прежнее понятие, когда русский рок был мощным позитивным явлением, - поделилась с корреспондентом "РГ" Людмила Махова.
После выступления еще двух перспективных команд "Что еще" и "Море" народ окончательно зажег нижегородец Антон Павлов с "F.P.G.". Не обошлось без ненормативной лексики, впрочем, как признался лидер группы, юношеский максимализм с годами все реже его навещает, поэтому эпатажу в текстах уступает смысл.
С воодушевлением встретили поклонники и выступление "Mordor", музыканты как всегда были в гриме, причем от макушки до пят. "Существа", как они сами себя назвали, порадовались тому, что в официальный праздник День России их не побрезговали выпустить на сцену. Таня Зыкина стала второй дамой на сцене и закрыла своим выступление так называемую альтернативную часть фестиваля.
От следующего участника - "Чайф" кайф получила уже вся поляна. А как был доволен сам Владимир Шахрин: еще не успевшими устать поклонниками, звуком, и тем, что спел вместе "Где та молодая шпана…" с "гуру Борисом Борисовичем", который сменил "оранжевое настроение" на сцене. У зрителей была уникальная возможность лицезреть "Аквариум" в таком составе в последний раз. Гребенщиков напомнил, что в жизни нет ничего постоянного, поэтому так важно радоваться тому, что есть. Лично его очень порадовал "Рок над Волгой". Правда, судя по задремавшим первым рядам, рок-тусовка не очень-то восприняла мелодии от гуру.
Терпение поляны было награждено забойными ритмами старой доброй "Арии". Среди волжан оказалось много поклонников группы, но как ни старался Артур Беркут спровоцировать публику на что-нибудь эдакое, для чего даже кинул пластиковую бутылку в толпу, ничего кроме ответного драйва и тысяч взметнувшихся вверх рук не получил. На миролюбивый лад публику вновь настроил Сергей Чиграков, который не только спел хиты всех времен "Чижа", но и даже подпел в дуэте со специальной звездой фестиваля - Кеном Хэнсли (одним из создателей легендарной Uriah Heep) "July Morning". Западной звезде достался отдельный респект от российских поклонников.
Кен Хэнсли понравился фестиваль, однако, он упрекнул своих российских коллег по року в излишней дисциплинированности:
- Рок-музыкант должен уметь разрушать законы. В рок-н-ролле нет никаких законов, кроме тех, что делаешь сам.
Его словно услышал Юрий Шевчук, который выступил после еще одной ожидаемой возрастными поклонниками группы "Воскресенья". На фоне ностальгических композиций предыдущих исполнителей Шевчук смотрелся вызывающе, радикально. Жесткий ритм и прямолинейные тексты его новых вещей дополняли друг друга, чего только стоит разухабистая песня с актуальным названием "Безработица" или совсем уж оппозиционная "За тобой пришли":
- Мы могли бы дать, как и все остальные, жизнерадостную программу, но хотелось сыграть новое ДДТ. Сейчас снова набирает обороты гражданская лирика. Рок-исполнителям полагается быть в андеграунде, по моим ощущениям снова наступают сложные времена, а значит, будут появляться новые хорошие песни.
У зрителя ДДТ оставила несколько неоднозначное настроение, все же большинство приехало на поляну за ностальгией. По этой же причине разделились мнения и по поводу следующего выступления - Вячеслава Бутусова под аккомпанемент академического симфонического оркестра Самарской государственной филармонии. Он исполнил классику "Наутилус Помпилиус", но в новом звуке понравилось не всем. Впрочем, сам музыкант остался доволен экспериментом и даже поделился планами на будущее - сыграть с самарским оркестром отдельный совместный концерт, и "это будет не обязательно "Наутилус".
"Сплин" порадовал отсутствием экспериментов и собственной классикой, так же как и Михаил Горшенев. Выступление "Короля и шута" привело многотысячную толпу слушателей и особенно первые ряды фанатов в экстремальный экстаз. Несколько фанов все же были вынесены за ограждения у сцены, где милиция заботливо принимала на ручки молодых людей. Одним словом, Горшенев остался доволен поклонниками:
- Этот фестиваль по массовости и энергетике можно сравнить разве что с "Нашествием", я впечатлен!
Под занавес фестиваля поклонники постарше еще успели насладиться "Агатой Кристи". Затем вниманием поляны овладели заводные финские парни "Апокалиптика". У металлических виолончелистов на Волге немало фанатов, в чем они еще раз убедились. Но толпа ждала главного, то, ради чего армия "Алиса" весь день жарилась на солнце. Под сгущающиеся сумерки Константин Кинчев отработал почти часовую программу весьма профессионально: от лирики до жести. Так что зритель расходился полностью удовлетворенным услышанным за день и "красно-черным десертом".
Расходившись под впечатлением (а 13 часов рока пролетели для многих как-то даже незаметно) к поданным автобусам и электричкам, любителей настоящей музыки тревожил только один вопрос, соберутся ли они на празднике души в следующем году. Да еще вот так: абсолютно бесплатно (вход на поле и биокабинки были безвозмездным удовольствием).
Все без исключения музыканты очень высоко оценили организацию фестиваля. А Шевчук так даже и жару одобрил: "какой же рок без экстрима?". Так что вопрос может быть только в цене. Пока организаторы держат финансовую составляющую фестиваля под запретом. Лишь у Шахрина вылетело, что "бюджет фантастический", а на сайте фестиваля уже появился коротенький комментарий на вопрос зрителя о стоимости проекта - "цифры колоссальные". Как и удовольствие, которые получили все участники фестиваля по обе стороны сцены.