Иван Ургант: Свои шутки я придумываю сам

Телезритель уцелел, потому что смеялся.  Когда-нибудь так скажут о нашем времени, потому что воспринимать со всей серьезностью то, что происходит на отечественном телевидении, невозможно. Кто пишет шутки на ТВ и помогает нам уцелеть, в этом разбирались обозреватели  "РГ", побывав "за кадром" любимых юмористических передач.

"Прожекторпэрисхилтон"

К чести продвинутой четверки - Александра Цекало, Ивана Урганта, Сергея Светлакова и Гарика Мартиросяна - шутки им никто не пишет. В передаче существует рабочая группа, которая в течение недели исправно шерстит подборки газет и журналов и отбирает самые острые новости, статьи и даже заголовки. Кстати, многие из нас, журналистов, считают за честь, когда именно их статья попадает на стол к острякам. Непосредственно перед съемкой рабочая группа отсматривает отобранный материал вместе с ведущими: так сказать, предварительно приглядывается. Как знать, может быть, в этот момент и зарождаются самые первые шутки?  Потом ведущие садятся в кадр и старательно так шутят  часа два, а то и больше. Как получится. Разумеется, у них есть свои штампы и наработки.

Например, Александр Цекало все больше молчит, а  более молодые соведущие подтрунивают над ним. Могут сказать такому гостю, как голливудская звезда Хью Джекман: "У нас Сашу перебивать нельзя". Знает остроумная четверка и на какие темы шутить лучше всего. Например, над украинским и белорусским президентами  можно шутить много, а над российским и американским - поменьше. Удачно эксплуатируется армянское происхождение Мартиросяна, актерская династия Ургантов и участие Светлакова в программе "Наша Russia". 

 В студии находятся гости - человек  от 50 до 100. И за кадром не звучит накладной смех - это они смеются (кстати, попасть на съемки можно благодаря сайту Первого канала). Но это невидимые зрителям люди. А вот один - главный гость вечера попадает в кадр. И тут ему уже придется подумать как себя вести, главное - не пытаться соревноваться в юморе с ведущими. Это заведомо проигрышный путь. Лучше молчать и улыбаться, как Мисс Мира Ксения Сухинова, но такое себе может позволить только красивая молодая девушка. Остальные выкручиваются как могут.

 Когда шутки нашучены, режиссер программы вместе с ее продюсером Марией Даниэлян  и рабочей группой  отсматривают и монтируют материал, оставляя самые сильные куски. Сами ведущие в этом процессе участия, как правило, почти не принимают. Их дело - шутить. И чем качественнее, тем лучше.  

- Как происходит отбор тех шуток, которые из студийной импровизации в итоге остаются в программе "Прожекторперисхилтон", - спросила в свое время обозреватель "РГ" у Ивана Урганта:

- Огромное количество людей работает над этим, - ответил Иван. - Дело в том, что, когда мы работаем над программой, то отпускаем мозг. Как в 1861 году отпустили всех крестьян  на волю, так же и мы поступаем с нашим мозгом. И не всегда то, что вследствие этого происходит, можно оставлять в эфире.

"6 кадров" и "Даёшь молодёжь!"

Шутки для проектов телеканала СТС "6 кадров" и "Даёшь молодёжь!" пишет творческая группа авторов. Причем влиться в нее возможно любому желающему. Так на сайте юмористического сериала "Даёшь молодёжь!" можно легко  отправить руководителям проекта свою шутку, небольшой сценарий скетча и, если повезет, увидеть, как затем в одной из серий эту историю разыграют актеры.

Но есть в творческой группе юмористов-сценаристов СТС и старожилы. Виталий Шляппо пришел в команду еще в 2005 году. До этого выходец из Белоруссии (Виталий закончил Витебский государственный университет) успел поработать сценаристом на передаче "Тушите свет" (Пилот-ТВ), сценаристом на РЕН ТВ. Сейчас участвует в написании шуток для "6 кадров" и "Даёшь молодёжь!".

Алексей Троцюк тоже ветеран шуточного движения. На СТС он занимается генерированием веселых историй уже пять лет, в настоящее время Алексей - продюсер развлекательных сериалов. Сам он родом из Белоруссии, прославился в команде КВН БГУ, в составе которой стал двукратным чемпионом Высшей лиги. Затем талантливого шутника переманили в Москву, где он участвовал в написании сценариев к таким юмористическим сериалам, как "Студенты", "Туристы", "Фирменная история", передачам "Все для тебя", "Факультет юмора", "Дорогая передача".

Алексей Троцюк:  Шутки и сценарии я писать продолжаю. Сейчас работаю над проектами "6 кадров", "Даёшь молодёжь!", "Папины дочки". Наш творческий коллектив сценаристов СТС практически весь родом из КВН. Писать шутки для меня - это работа. Думаю, сам процесс ничем не отличается от того, как журналисты пишут свои статьи. Мы садимся за компьютер и пишем шутки. Мы наблюдаем за жизнью и шутим про то, что нас окружает. Пытаемся посмотреть на привычные вещи новым взглядом. Надеемся, что, если это смешно нам, значит, может быть смешно и другим гражданам страны.

Российская газета: Бывает так, что артисты вам подсказывают какие-то шутки, сюжетные ходы?

Троцюк:  Телевидение - это вообще коллективное, многоуровневое производство. Пишется сценарий, потом ищут место, где скетч будет разыгран, режиссер начинает настраивать актеров. Если команда хорошая, как у нас на СТС, то на каждом этапе каждый участник добавляет в общую копилку что-то хорошее. Так из чертежа рождается готовая деталь, так из шутки на бумаге рождается шутка на ТВ. Это и есть секрет успеха творческого коллектива.

РГ: У вас техническое образование, судя по той аналогии, которую вы приводите?

Троцюк: Да, я инженер, но все мы в этом мире инженеры, только разных процессов.

РГ: Есть любимый афоризм?

Троцюк: Из репертуара ОПС-студии: "Мы, саперы, без рыбы не сидели". Эта фраза позволяет мне с оптимизмом смотреть в будущее.

 "Большая разница"

 На вопросы по поводу пятничного шоу пародий "РГ" ответил креативный продюсер и руководитель программы "Большая разница" - Руслан Сорокин.

Российская газета: Руслан, откуда вы появились на Первом, и что делали до этого?

Руслан Сорокин: Работал до этого на РЕН ТВ (2004-2006) - сериалы, юмористические проекты, потом на СТС - запускал с Сашей Цекало   проект "Слава Богу, ты пришел", который был довольно успешным до поры до времени. В общем, рос от сценариста до продюсера. Последним стал, постольку то, что я писал и то, что видел потом на экране сильно отличались друг от друга. Решил воплощать свои идеи самостоятельно, что и делаю в "Большой разнице"!

РГ:  Рассказывали, что в  свое время Александр Цекало пришел на Первый канал и привел с собой большую группу креативных людей, которые стали придумывать новые юмористические проекты и буквально все время проводили на работе. Не вы ли это были?

Сорокин:  И я тоже. Группа была небольшая, но амбициозная. Пришли с массой идей, часть из которых успели воплотить, а некоторые воплощаем до сих пор, будучи уже независимой компанией, связанной тесной дружбой с Первым каналом. Работали действительно много. И сейчас ничего не изменилось. Креативим, воплощаем в жизнь свои идеи. Экспериментируем  - каким должен быть юмор на ТВ. 

 РГ: Как рождаются шутки и темы пародий для "Большой разницы"? Я видела на съемках, как какую-то шутку вы придумали по ходу действия. Что-то от себя привносили  актеры. Но в основном как это происходит?

Сорокин:  Вообще-то  школа КВН за плечами. Она сформировала определенный способ мышления - быстро и нестандартно реагировать на разные ситуации. Да и природное чувство юмора не дает покоя. А придумывать что-то на площадке - это вообще дело чести. Тридцать процентов смешного всегда рождается во время постановки. Да и вся авторская группа - выходцы из КВН. Спасибо Александру Васильевичу, что бы мы делали без него.  

РГ: Большая ли у вас команда авторов и сколько из них вышло из КВНа (если вышло) и пришло с канала СТС (если пришло).

Сорокин: Основных авторов  - шесть. Они не пришли с СТС (если не считать меня - я являюсь главным автором и все гневные письма в мой адрес стоит направлять), команду мы формировали уже на Первом.

РГ: Обращаются ли к вам будущие герои пародий с просьбой сделать что-либо про них?

Сорокин: В основном, мы сами выбираем "жертв" для пародий - благо наш шоу-бизнес дает для этого поводы. И им это льстит, потому как быть спародированным в "Большой разнице" - значит признать популярность той или иной программы, человека, музыкальной группы. Пожалуй, есть единственный "проситель" быть спародированным - Саша Цекало. Причем спародированным качественно. Сколько раз делали, все на "четверочку". Я постоянно спрашиваю себя почему? И не могу пока найти ответ на этот вопрос. Единственная версия - Сашу кто-то заколдовал, одарив его защитным тотемом. Но мы ищем. А кто ищет, тот сами знаете...

РГ: Почему именно эта актерская группа. Вы ее набирали?  Как определяется, кто кого будет изображать? Какой критерий - внешнее сходство?

Сорокин: "Кастинговали" людей вместе с Сашей Цекало. Не только в России. Искали и в Украине, и в Молдавии, даже в Ирландии. Критерий один - умение наблюдать и перевоплощаться. Сергей Бурунов может делать пародию без слов. Просто как-то сведет глаза и это -  Гордон, наморщит лоб  - и Познер, прищурится  - и Бондарчук. Некоторые артисты на нас выходят сами. Так было с Димой Малашенко. Он меня нашел в "Одноклассниках". Я посмотрел фото и чуть не упал - это же Галкин! Оказалось, что Дима, кроме внешнего сходства, еще и потрясающий артист. Вот и сработались.

РГ:  Какие из пародий вы считаете наиболее удачными, любимыми?

Сорокина:  Классика проекта: "Ликвидация", "Детали", "Что? Где? Когда?", КВН, "Камеди Клаб", "Умники и умницы"... Да много скетчей, которыми можно гордиться. Много фраз из пародий стали уже афоризмами и анекдотами. Например "У нее есть родственники? У нее трехкомнатная квартира в Москве, у нее конкурс в родственники выше, чем в МГИМо".

РГ:  Вы не боитесь, что перепародируете все возможные  передачи на ТВ и останетесь без исходного материала в будущем?

Сорокин:  Повторюсь. Мы ищем. Ищем новые формы, новые жанры и темы. Есть кино. Сериалы. Музыка. К тому же "Большая разница" стимулирует каналы на создание новых программ.

РГ:  Тогда почему вы объединяете в одной программе пародии на фильмы и ТВ программы. Например, на мой взгляд, пародия на "Стиляг" получилась самодостаточной и абсолютно выпадала из общего ряда.

Сорокин:  Все, что попадает под термин пародии - все умещается в программу.  И кино, и тв, и музыка и шоу-бизнес. Поэтому, чем шире будет спектр пародирования - тем интересней будет зрители.

РГ:  Не собираетесь ли в будущем сделать шоу телепародий и гастролировать с ним по стране (как "Ледниковый период")?

Сорокин: Это в планах. Уже разрабатываем постановочное шоу "Большая разница".

РГ:  Кто пишет шутки ведущим Урганту и Цекало? Или они их придумывают сами?

Сорокин:  Пишут тоже авторы программы.

Comedy Club

Телеканал ТНТ сотрудничает с компанией Comedy Club Production, которая производит для них шесть программ: "Comedy Woman", скетчком "Наша Russia", Comedy Club, "Убойная лига", "Смех без правил" и "Убойной ночи".

Поскольку объемы производства довольно большие, в компании существует штатная креативная группа - так называемый авторский отдел. В него входит более 50 авторов,не считая региональных, которые пишут тексты для проектов. Но, как это обычно бывает, во время репетиций актеры сами что-то додумывают, усиливают номера, придумывают новые шутки. Все-таки не стоит забывать, что участники всех этих шоу - люди с довольно серьезным юмористическим опытом.

Если говорить о шоу "Comedy Woman", то все номера пишет специально созданная авторская группа под руководством Вячеслава Дусмухаметова. Сценарии для скетчкома ТНТ "Наша Russia" в основном пишут Гарик Мартиросян, Семён Слепаков и Алексей Ляпоров. Народные любимцы Михаил Галустян и Сергей Светлаков также участвуют в написании сценария и являются полноправными и незаменимыми участниками творческого процесса, ведь любую написанную на бумаге шутку необходимо правильно отыграть перед камерой.

Практически все номера "Comedy Club" резиденты придумывают сами. В этом и заключается особенность жанра stand-up comedy: артист может придумывать шутки мгновенно, импровизируя на сцене. Часто репетиции резидентов проходят вместе с штатными креативщиками. Так появляются новые, более смешные варианты шуток. Практически все авторы шуток дружат еще со времен КВН.

Особый случай - авторы других проектов: "Убойная лига", "Смех без правил" и "Убойной ночи". Поскольку основная идея этих шоу - соревнование в остроумии, участники программ придумывают шутки сами, прямо на сцене, по заданию ведущих.

Фирменные шутки для телепроектов рождаются так: за две недели до съемок авторы и исполнители собираются вместе и разговаривают обо всем, что им интересно. Хотя... создание шуток - это постоянный процесс, вся творческая группа генерирует идеи каждый день, просто замечая какие-то смешные ситуации из жизни. Лучшие из этих идей в итоге попадают на экраны.

Многих интересует вопрос: кто придумал творческие псевдонимы резидентам, например, Паша - Воля, а Гарик - Бульдог.

Воля - не поверите - настоящая фамилия Павла. Его полный творческий псевдоним - Павел "Снежок" Воля. Свои сценические имена ребята придумали сами. Произошло это, когда они готовились к одной из самых первых вечеринок в одном из московских клубов. Но есть ощущение, что псевдонимы точно подошли каждому.

На сегодняшний день в мире существует около 1400 резидентов из разных городов России и стран СНГ. В основной резидентский состав "Comedy Club" входят 17 человек, а в "Comedy Woman", помимо ведущего Дмитрия Хрусталева, заняты 10 девушек. Всех их зрители регулярно наблюдают в телевизионных программах на ТНТ и на клубных вечеринках в Москве.

Творческий состав компании постоянно увеличивается за счет новых талантов из регионов, это повышает качество юмора: резидентами клуба становятся только самые лучшие и перспективные юмористы.

Обзоры, отчеты, анонсы лучших культурных событий  - в "Афише РГ