Самый длинный день в году экипаж головной подводной лодки проекта 955 "Борей", как ожидалось, встретил в море. В специально оборудованном полигоне новый корабль сдает первые морские экзамены.
День и время выхода в море "Юрия Долгорукого" публично не объявлялись, но утаить событие, которого так долго ждали, никакой режим не в состоянии. Северодвинские газеты еще накануне пожелали экипажу и сдаточной команде слаженной работы, а новому атомоходу - счастливой судьбы. Да и понимают все прекрасно: за тем, что происходит на Севмаше и вокруг него, следят не только журналисты, но и разведывательные спутники с космических орбит.
Как подтвердили "РГ" информированные источники, корабль отправился на ходовые испытания в тот самый день, что и был намечен по графику. К этому времени сформировалась благоприятная ледовая обстановка в Белом море, и закончено навигационное оборудование полигонов, где "Юрию Долгорукому" в ближайшие недели предстоит показать свои мореходные качества и проверить на соответствие проектным характеристикам ядерно-энергетическую установку, системы гидроакустики, связи, радиолокации, оценить готовность ракетно-торпедного комплекса к проведению испытательных пусков.
Незадолго до выхода в Северодвинске и на Севмаше побывал первый вице-премьер Сергей Иванов. Достройку корабля и подготовку к испытаниям он держал под особым контролем с момента вывода его из стапельного цеха в апреле 2007 года. Подписав тогда приемный акт, вице-премьер и председатель Военно-промышленной комиссии в одном лице счел нужным подчеркнуть, в каких условиях рождался новый ракетоносец.
- Как когда-то князь Юрий Долгорукий объединил вокруг московские земли, так теперь этот проект объединил тысячи высокотехнологичных предприятий по всей России, - заявил Сергей Иванов. - Все вместе они работали на конечный результат - на сборку "Юрия Долгорукого" здесь, в цеху. Это сейчас на заводе все более или менее благополучно. Очень много заказов, в том числе и гражданские заказы пошли. Знаю, что приходиться работать порой в три смены. Но давайте вспомним, что было в конце 1990-х - начале 2000-х годов. Зарплата не выдавалась, женщины приходили на работу с детьми, чтобы хоть как-то, в заводской столовой, подкормить своих ребятишек. Именно в то трудное время очень серьезно помогло Северодвинску и Севмашу правительство Москвы.
О шефской помощи корабелам и военным морякам говорил не только вице-премьер, но и присутствовавший там же мэр столицы. По его словам, победа, одержанная Севмашем, далась чрезвычайно тяжело.
- Она напоминает о том времени, - сказал Юрий Лужков, - когда государство бросило оборонную промышленность, оставило без внимания громадные, высококвалифицированные коллективы ученых, конструкторов, рабочие коллективы. Но, я думаю, каждый россиянин знает, что если страна не будет заниматься обороной, не будет обеспечивать свой потенциал, то оно рискует превратиться в территорию, которую будут осваивать другие. И это понимание уже в далеком 1996-м году подвигло нас на то, чтобы оказать помощь в строительстве "Юрия Долгорукого". Трудно вспоминать те времена, но и забывать о них нельзя. Сейчас - другое время. Слава Богу, пришло понимание того, что должна делать наша великая страна с великой территорией, которую нужно защищать.
Осенью 2008 года на "Юрии Долгоруком", который в это время находился у достроечной набережной, ввели в действие ядерный реактор. Проведенные вслед за этим комплексные испытания ядерно-энергетической установки, по словам гендиректора Севмаша Николая Калистратова, показали ее надежную работу. Теперь детище нижегородского ОКБМ им. Африкантова, Нижегородского машиностроительного и Калужского турбинного заводов держит экзамен в море, обеспечивая электроэнергией все системы и механизмы корабля.
Особенность и новизна ситуации в том, что впервые за более чем полувековую историю строительства атомных подводных лодок в нашей стране на стратегической ракетной АПЛ установлен один реактор, а не два, как было прежде на всех "стратегах". И это не копирование американского опыта, а свидетельство возросшей надежности наших энергоустановок, когда уже не требуется реактор-дублер.
Детали начавшихся испытаний в свое время приоткрыл журналистам главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий. По его словам, "особое внимание будет уделено шумности, маневренности, применению оружия и работе новых систем, которыми оснащена АПЛ". Напомним, что головной стратегический ракетоносец четвертого поколения "Юрий Долгорукий" спроектирован в ЦКБ МТ "Рубин" под руководством генерального конструктора Владимира Здорнова и заложен на Севмаше в 1996 году. При его разработке и строительстве, в целях экономии средств, были использованы уже готовые корпусные конструкции (так называемые "заводские заделы") от кораблей предыдущих проектов. Вслед за головным было заложены еще два ракетоносца этой же серии (шифр 955 "Борей") - "Александр Невский" и "Владимир Мономах". Их максимальное водоизмещение - 24000 тонн, длина - 170 метров, максимальная глубина погружения - 450 метров, экипаж - в пределах 110 человек, более половины из них - офицеры.
Корабли этого класса оснащены 12 пусковыми установками под новый ракетный комплекс "Булава". Его отработка, как неоднократно писала "РГ", производится с подводной лодки "Дмитрий Донской". И на Севмаше, и в экипажах обоих кораблей искренне надеются, что разработчики "Булавы", заводы-изготовители новой ракеты и комплектующих для нее преодолеют возникшие трудности и доведут-таки "до ума" свое детище. Ведь по планам командования ВМФ, стратегические субмарины проекта 955 должны стать основой морских стратегических ядерных сил России после 2018 года, когда будут выведены из боевого состава флота несущие сегодня боевую службу ракетоносцы проекта 667 БДР и БДРМ ("Даниил Московский", "Верхотурье", "Екатеринбург", "Тула", "Карелия", "Брянск" и другие).