На поддержку мер по обеспечению сбалансированности региональных бюджетов в рамках антикризисной программы дополнительно предусмотрено 150 миллиардов рублей дотаций. При их распределении будет учитываться текущее состояние региональной казны. Об этом заявил министр регионального развития РФ Виктор Басаргин, выступая на "Правительственном часе" в Совете Федерации.
- Различие в уровнях социально-экономического развития регионов в результате изменения экономической ситуации, в том числе из-за последствий мирового финансового кризиса, привело к небольшому выравниванию уровня развития регионов, - сообщил Виктор Басаргин. И в основном это произошло за счет сокращения показателей на территориях, ранее показывающих наиболее высокие результаты.
К настоящему времени отношения показателей 10 лучших и 10 худших регионов России (см. диаграмму) нагляднее всего демонстрирует, на что больше всего власти тратят силы и какой это имеет эффект. Наиболее существенная разница - по уровню безработицы - в 7,2 раза, для сравнения в 2007 году это отношение составляло - 12,3 раза.
О выравнивании ситуации на различных территориях свидетельствуют и данные последнего мониторинга социально-экономического развития регионов России. По текущему состоянию экономики и социальной сферы все субъекты РФ поделены на следующие группы: 19 регионов с наиболее сложным социально-экономическим положением, 16 - с неблагоприятным, еще 16 регионов с социально-экономическим положением, близким к среднероссийскому, и 32 региона с относительно благоприятным социально-экономическим положением.
Его результаты показывают, что в наибольшей степени кризис повлиял на экономику наиболее благополучных, промышленно развитых регионов, прежде всего специализирующихся на металлургическом производстве, где на треть сократились мировые цены, резко упал мировой внутренний спрос на продукцию, кроме того, отрасль трудоемка, и занятость в ней почти не сокращалась с постсоветского периода. Наиболее "пострадавшими" оказались Вологодская, Нижегородская, Кемеровская, Витебская, Самарская, Свердловская, Орловская, Челябинская и Ярославская области, для которых характерны спад промышленного производства, сокращение доходов, а соответственно и высокий уровень задолженности по заработной плате.
В меньшей степени кризис затронул регионы юга России и Дальнего Востока.
Некоторые субъекты отличились тем, что активно начали оптимизировать собственную казну. Так, в Пермском крае, Астраханской, Липецкой, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях и Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском автономных округах, а также в Красноярском крае резко - до 20-40 процентов - сократили бюджетные расходы. В первую очередь "под нож" попали бюджеты развития, а также содержание органов государственной власти и местного самоуправления. А более 10 регионов, в числе которых Республика Алтай, Владимирская, Воронежская, Ростовская области и другие, сформировали "подушки безопасности" для поддержки реального сектора экономики.
Для того чтобы снять все диспропорции в развитии территорий, правительством предлагается целая система мер. Дотации государства на снятие напряженности на рынке труда субъектов Федерации в этом году составят 43,7 миллиарда рублей. Причем все региональные программы согласованы, и 9,1 миллиарда рублей уже перечислены в 72 региона.
В "отрасль-мультипликатор", как назвали сферу поддержки жилищного строительства в минрегионе, будет направлено 447,5 миллиарда рублей. "Мы поддерживаем отрасль, чтобы она продолжала работу, - пояснил Виктор Басаргин. А с другой стороны, благодаря ей формируется гарантированный спрос со стороны государства".
Правительство обещает поддержать и конкретные отрасли, правда, первые полгода все внимание сосредоточено исключительно на автомобильной промышленности. Так, по данным минрегиона, помощь составит порядка 75 миллиардов рублей, 20 миллиардов из которых направлены министерством на помощь регионам в виде субсидий региональным бюджетам на закупку автотранспортных средств и коммунальной техники. Кроме того, принято решение о выделении 200 миллиардов рублей на предоставление государственных гарантий по кредитам, привлекаемым 704 предприятиями, которые вошли в перечень системообразующих.
В этом году, чтобы сократить уровень бюджетной дифференциации между регионами, федеральным бюджетом предусмотрено 374 миллиарда рублей дотаций. Если судить по примеру 2008 года, когда средства, выделенные на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Федерации позволили сократить различие между 10 наиболее и наименее обеспеченными регионами с 13 раз до 3,4 раза, то, может, в этом году диспропорции вообще должны исчезнуть?
Виктор Басаргин, министр регионального развития РФ:
- В настоящее время готовится изменение в методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Одно из предложений - использование средств Инвестфонда.
Уже принято решение, что в этом году будут профинансированы 19 региональных инвестиционных проектов. По каждому субъекту мы определили квоты в объеме 1 миллиарда рублей на поддержку, инвестирование в региональные программы.
Кроме того, рассчитываем, что регионы создадут такие фонды у себя. Эту программу планировали начать с 2010 года. Но, учитывая особенности нынешнего периода, она должна стартовать с 2011 года. Ожидается, что они будут поддержаны в объеме одного миллиарда рублей на каждый субъект РФ. Общий объем финансирования - порядка 80 миллиардов рублей на год.
Соотношение основных показателей 10 лучших и 10 худших регионов России