По данным экспертов, без работы в этом году могут остаться около 10-13 процентов выпускников вузов - 100 000-150 000 человек. Действительно ли молодым специалистам грозит безработица и если да, то куда податься тем, кто не востребован экономикой?
По новым правилам все выпускники вузов должны заполнять анкеты в центрах по трудоустройству, которые должны быть во всех учебных заведениях. Сотрудников центра интересует: нашли бывшие студенты работу или нет. Если нет, то прямо здесь можно подобрать вакансию и связаться с работодателем.
Оплата - навозом
Российский государственный аграрный университет, известная всем Тимирязевка. У входа в центр по трудоустройству ловлю двух девушек. Представились: "Юля и Даша - выпускницы факультета плодоводства и овощеводства". - "Работу уже нашли?" - "Нет".
- Для меня в базе центра ничего нет, - Даша вздыхает. - Хотела бы заниматься ландшафтным дизайном, но из-за кризиса клиентов стало мало. Работу теперь надо искать только по знакомству.
А вот Юля уже работает менеджером в магазине. И, кажется, менять ничего не собирается:
- Не хочу быть овощеводом. Зарплата в два раза меньше, чем та, что я сейчас получаю, а мороки сколько!
Глядя на маникюр и ухоженную прическу, понимаю, что грядки с помидорами снятся обеим девушкам разве что в страшных снах.
- Вот список вакансий хозяйств, - открывает страничку в компьютере Ирина Барышева, начальник отдела по содействию в трудоустройстве выпускников РГАУ-МСХА им. Тимирязева. - Нужны экономисты в Тверскую область, оклад 5000 рублей, ветеринары - туда же, зарплата 4500. Требуются зоотехники во Владимирскую область - на 3000 рублей плюс натуроплата.
Натуроплата - это, оказывается, любая продукция сельского хозяйства, включая зерно и даже навоз.
- Продвинутые сельские хозяйства предлагают зарплату 25-30 тысяч рублей, но таких вакансий мало, - рассказывает Барышева. - И даже обещанное жилье не всегда привлекает кандидатов. Ну каково, к примеру, девушке одной содержать частный дом? А другого на селе нет. Помню, как-то обращался к нам руководитель хозяйства, искал трех девушек-агрономов. Говорит: "Трех инженеров уже заманил, теперь жен им ищу". Мы ему подобрали кадры.
Принцип агронома
Бывают в Тимирязевке запросы на специалистов по оценке перспективы земельных участков. Оплачивается такая работа хорошо, но выпускникам вуза она не под силу. Как и должности главных зоотехников, главных агрономов - тут нужен опыт. А откуда его взять? В деревню выпускников Тимирязевки не заманишь. Самые преданные своему делу - коневоды. Они редко меняют профессию, идут работать в частные конюшни, конно-спортивные школы, на ипподромы.
- Можно? - в кабинет заглядывает девушка.
Лена Коновалова - с факультета почвоведения. Заполняет анкету. В графе "работа" - пусто.
- А вы в деревню готовы поехать? - с надеждой спрашиваем мы с Барышевой.
- Я ездила на собеседование в Серебряно-Прудский район, - отвечает Лена. - Предложили 20 тысяч рублей и общежитие. Но я не хочу работать там, где нарушают технологию и не вносят удобрения. Так что пока в поиске.
А вот и следующий дипломник - бойкий молодой человек. Заполнил анкету. В строчке "работа" - прочерк.
- Не нашли? - удивляется Ирина Барышева. - Выпускники технологического факультета пользуются спросом.
- Почему? - Валентин обижается. - У меня есть два предложения, оба в Москве. Одно - технологом на молочный комбинат, пообещали 25 тысяч. Но я знаю, что это такое. Приходи на комбинат в шесть утра и командуй фурами - сливки налево, молоко направо. Четыре месяца на практике был, наработался. Хочу сменить профессию.
Инженеры нарасхват
На часах 11.30. В центре по трудоустройству СТАНКИНа пока пусто. В отличие от Тимирязевки почти все выпускники СТАНКИНа работу нашли как минимум курсе на третьем. И никаких менеджеров и промоутеров! Из вуза путь один - в инженеры. В основном в "оборонку": в корпорацию "МиГ", объединение "Салют", на Подольский завод.
Кроме того, в вузе есть новая форма обучения - целевая подготовка для выпускников техникумов и колледжей, когда ребята днем работают на предприятии, а вечером учатся. Предприятие платит за них деньги и оговаривает в контракте срок, который они должны отработать. Обычно это от 2 до 5 лет после выпуска.
В центре по трудоустройству тоже имеется список вакансий, только без окладов - ни оборонные предприятия, ни коммерческие фирмы не желают их афишировать. Но в любом случае это не меньше 15-20 тысяч рублей.
- Посмотрите учетную книгу, тут указано, кто и как трудоустроился, - предлагают специалисты центра. В книге значится, что только два новоиспеченных магистра пока не устроились на работу.
А вот и первая выпускница. Маша Никулина - девушка серьезная. В вуз поступила без экзаменов, как призер олимпиад, да не по одному предмету, а сразу по трем - по математике, немецкому и русскому языкам. Ее специализация - штамповка в тяжелом машиностроении, в дипломной работе она изучала причины износа штамповочных молотов и имеет две патентные заявки на полезные модели.
- Уже работаете?
- Да, в Климовске, в ЦНИИТочмаше, - уточняет она. - Там много молодежи - из Бауманки, СТАНКИНа. Зарплата устраивает.
Впрочем, в свободное время Маша подрабатывает техническими переводами с немецкого языка: 5 тысяч знаков оригинала - 17-20 тысяч рублей.
- Объемы текстов большие, а сроки выполнения - неделя-две, - рассказывает Маша, - потом твою работу проверяют. За каждую ошибку - штраф. На технические переводы есть спрос. Оборудование у нас в основном немецкое, нужны точные инструкции по эксплуатации и обслуживанию.
Психологи районного масштаба
Буквально на днях чиновники московской мэрии сделали заявление - работу в этом году трудно будет найти не только экономистам, юристам, но и психологам. Проверим?
Звоним в Московский городской психолого-педагогический университет.
- Да вы что? - удивляются там. - У нас на всех психологов есть заявки, мы только подбираем им район поближе к дому.
Кстати, если психологи идут в систему образования, то получают около 30 тысяч рублей: ставка плюс 55 процентов прибавки как молодым специалистам и компенсация на проездной.
Педагоги, впрочем, тоже нужны. В городе только по официальным данным более 500 свободных мест для учителей и воспитателей.
Не унывают и выпускники Московского государственного университета технологий и управления (МГУТУ), хотя вакансий для них не так много. Алексей Дбржицкий, выпускник факультета технологического менеджмента, собирается пойти в частную торговую фирму, чтобы потом, набравшись практического опыта, открыть собственное дело.
- Скорее всего, это будет малое предприятие в сфере торговли или услуг, - говорит он.
Его однокурсник Стас Нуждин нашел место эксперта в государственной организации:
- Странно, что на ярмарках вакансий не было предложений для товароведов, экспертов. Может, потому, что это в основном малый бизнес? А мелкие предприниматели в ярмарках не участвуют. В Интернете вакансий тоже почти нет. Пришлось подключать знакомых.
Вывод? Сегодня найти в Москве работу выпускнику вуза не составляет труда. Вакансий больше, чем соискателей. Другое дело, что не всегда эти места устраивают. Но зарплату в 30-40 тысяч рублей никто из дипломников уже не требует: 15-20 тысяч - не больше. Молодые стали себя адекватно оценивать.