Я встретилась с главой Ингушетии Юнус-Беком Евкуровым за два дня до того, как террорист-смертник подорвал президентский кортеж на дороге, ведущей в Магас. Интервью было коротким.
Рабочий день Евкурова расписан буквально по минутам - он встает в шесть утра, а домой приезжает уже глубокой ночью, поэтому для беседы президент согласился пожертвовать обеденным временем.
Российская газета: Юнус-Бек Баматгиреевич, чем объясняется непростая общественно-политическая ситуация в республике?
Юнус-Бек Евкуров: Недоверие к власти и коррупция - вот главные причины сегодняшнего положения дел в республике. Мнение населения и анализ кадровой политики подтвердили факты коррупции на всех уровнях. Молодые люди уходят к бандитам и становятся преступниками, потому что в семье и обществе произошел сбой.
Они видят, как чиновники строят шикарные особняки и ездят на дорогих машинах в то время, когда больше половины трудоспособного населения Ингушетии - безработные.
Основной механизм борьбы с коррупцией заложен в нас самих. Мы должны сами не брать взятки и не предлагать их другим. Я уже говорил, что молю Всевышнего дать мне твердости противостоять тем соблазнам, которые встречаются на моем пути.
Наряду с этим существуют внешние факторы, связанные с деятельностью на территории Ингушетии экстремистских религиозных международных организаций и спецслужб. Я готов разговаривать с преступниками до последнего. Если человек не замешан в кровавых деяниях и попал к бандитам по ошибке или незнанию, собственной наивности, мы ему поможем. Я почти каждый день встречаюсь с родственниками членов незаконных вооруженных формирований и призываю их склонить своих близких к добровольной сдаче властям, гарантируя им, что с ними будут обращаться в рамках закона, беспредела силовиков не будет. Общественность, правоохранительные органы, власть должны действовать сообща. Только когда мы будем в "едином кулаке" - сможем установить мир в регионе.
РГ: В январе на съезде ингушского народа вы объявили, что любые факты коррупции чиновников будут выявляться и наказываться, поручив Счетной палате начать массовые проверки. И каковы результаты?
Евкуров: В 2008 году удалось выявить шесть преступлений коррупционной направленности. С начала 2009 года по сообщениям населения о фактах мздоимства расследовано 27 уголовных дел, из них 13 направлено в суд.
Общая сумма причиненного материального ущерба по коррупционным преступлениям в этом году составила 570 миллионов рублей, для сравнения: в 2008 году - более трех миллионов рублей. В ходе следствия возмещено более 15 миллионов рублей и 10 тысяч долларов, в прошлом году - только 170 тысяч рублей. В основном все преступления связаны с воровством чиновников и злоупотреблением ими служебными полномочиями, а также нецелевым использованием бюджетных средств. Во взяточничестве чаще всего обвиняются сотрудники органов внутренних дел, требующие мзду с предпринимателей.
РГ: Рост собираемости налогов в республике на 30 процентов с начала года также результат антикоррупционных мер, принимаемых в регионе?
Евкуров: Это связано с повышением контрольных функций со стороны надзорных органов. К примеру, на территории Ингушетии прекращена незаконная добыча полезных ископаемых. Позитив в налоговой политике действительно есть, но хотелось бы большего: в этом году планируем увеличить поступления налогов как минимум на 50 процентов. Меняем руководителя республиканского налогового ведомства. Вероятна смена начальников районных инспекций, если они не изменят своих взглядов на работу. В прошлом году в Ингушетии было собрано миллиард 200 тысяч рублей налогов, сегодня я требую увеличить эту сумму до двух миллиардов, а мне некоторые руководители говорят, что рост возможен всего на пять-десять процентов, этого мало, это от лукавого. Рано или поздно республика должна уйти от высокой дотационности.
РГ: Какова сегодня доля федеральных дотаций в республиканском бюджете?
Евкуров: В 2009 году по сравнению с предыдущим она несколько выросла и составляет 56,8 процента. В прошлом году доля федеральных средств на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности в общей сумме доходов равнялась 39,5 процента.
РГ: В развитии экономики Ингушетии идет речь пока только о государственных инвестициях?
Евкуров: Нет, почему же - мы создаем в республике благоприятный инвестиционный климат. Идет активная работа по совершенствованию законодательной базы и развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
В рамках другой федеральной целевой программы "Юг России" предусмотрена реализация проектов по открытию четырех промышленных зон площадью 50 гектаров каждая, где будет создана необходимая инженерная инфраструктура. После чего промышленные площадки передадут инвесторам на условиях соглашений с властями для строительства новых высокорентабельных предприятий и производств. Прорабатывается также вопрос по привлечению средств Внешэкономбанка на реализацию проекта по техническому перевооружению и реконструкции завода легких сплавов, других объектов.
В числе безусловных приоритетов - строительство столицы республики. Привлекаем частных инвесторов в сферу жилой застройки Магаса, а также других населенных пунктов Ингушетии. Причем стараемся делать все от нас зависящее для сдерживания роста стоимости жилья, в том числе за счет обеспечения земельных участков под застройку коммунально-инженерными сетями.
В этом вопросе очень важна работа, проводимая республиканскими министерствами, по привлечению средств из федерального бюджета на инженерную подготовку участков под жилищное строительство.
Учитывая, что бюджетные ресурсы республики крайне ограничены, направляем максимум усилий на привлечение внебюджетных инвестиций и готовы поддержать любые проекты, направленные на повышение инвестиционной привлекательности Ингушетии. С этой целью республика активно участвует в различных форумах и выставках.
РГ: Какие антикризисные меры принимаются в субъекте?
Евкуров: Одна из них - запрет на сокращение рабочих мест, естественно, он неофициальный. А то ведь некоторые чиновники лишь прикрываются кризисом, увольняя людей. Мы "вывезли" из республики около трех с половиной тысяч мигрантов из бывших союзных республик, освободив таким образом рабочие места для собственного населения. Прорабатывается вопрос участия жителей Ингушетии на стройках в Сочи. Три с половиной тысячи человек задействованы в общественных работах. С правительством России удалось договориться о приобретении в лизинг нескольких тысяч голов крупного рогатого скота. Животные будут розданы населению на условиях беспроцентного кредита, который люди должны будут погасить в течение пяти лет. Думаю, что затраченные средства окупятся в течение двух лет. Если даже 50 процентов из того, что запланировано, сбудется, рабочие места получат около 10-12 тысяч человек.
РГ: В республике есть долги по зарплате?
Евкуров: Да, они составляют около трех миллионов рублей. Вот сегодня на мою "горячую линию" поступили звонки от работников трех предприятий, которые жалуются на невыплату зарплаты. До 10 июля люди свои деньги получат, если предприятия сами не смогут рассчитаться с сотрудниками, то им помогут органы власти.
РГ: Сегодня каждый житель республики может напрямую обратиться к главе субъекта. Вы сделали свой мобильный телефон телефоном доверия - достаточно необычный шаг для главы республики.
Евкуров: Я уже использовал эту практику, когда руководил армейскими подразделениями. Номер моего мобильника знали и солдаты, и их родители. Звонили мне в любое время дня и ночи, если возникали какие-то вопросы. Опыт был успешный, поэтому я решил к нему вернуться, тем более что у жителей республики столько наболевших вопросов.